Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Приказ Минфина России от 14 января 2025 г. N 2н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам"

Обзор документа

4 марта 2025

gerb

Приказ Минфина России от 14 января 2025 г. N 2н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам"

Зарегистрировано в Минюсте России 28 февраля 2025 г.
Регистрационный N 81424

     В соответствии с пунктом 54 Положения о мерах по обеспечению
исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496,
приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые общие требования к регламенту реализации
полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению
дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения
федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по
недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по
расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе
осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам.
     2. Установить, что настоящий приказ применяется получателями средств
федерального бюджета начиная с показателей дебиторской задолженности по
расходам, отражаемой в бюджетном учете по состоянию на 1 апреля
2025 года.

И.о. Министра                                           И.А. Окладникова



                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                           приказом Министерства финансов
                                                     Российской Федерации
                                                    от 14.01.2025 г. N 2н

                            Общие требования
   к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального
      бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам,
   образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном
   бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной
дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски,
выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по
                                расходам

     1. Настоящий документ устанавливает общие требования к регламенту
реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по
управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе
исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по
недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по
расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе
осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам,
утверждаемому получателем средств федерального бюджета в целях
обеспечения реализации исполнения федерального бюджета по расходам (далее
соответственно - Регламент, дебиторская задолженность по расходам).
     2. Регламент должен устанавливать:
     а) перечень мероприятий по реализации получателем средств
федерального бюджета полномочий, направленных на управление дебиторской
задолженностью по расходам по видам платежей (учетным группам расходов),
включающий мероприятия по:
     выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской
задолженности по расходам, и осуществлению по соответствующим факторам
мониторинга рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности
по расходам в целях недопущения образования просроченной дебиторской
задолженности по расходам (далее - риск-мониторинг просроченной
задолженности);
     наблюдению (в том числе за возможностью взыскания дебиторской
задолженности по расходам) за платежеспособностью (ликвидностью) должника
в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по расходам;
     урегулированию просроченной дебиторской задолженности по расходам в
досудебном порядке, в случае невозможности урегулирования - в судебном
порядке;
     принудительному взысканию образовавшейся у получателя средств
федерального бюджета в текущем финансовом году дебиторской задолженности
по расходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других
органов и должностных лиц органами принудительного исполнения в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее -
принудительное взыскание дебиторской задолженности по расходам);
     предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в
части задолженности прошлых лет;
     б) сроки и (или) периодичность реализации каждого мероприятия;
     в) перечень структурных подразделений (сотрудников) получателя
средств федерального бюджета, ответственных за осуществление мер по
управлению дебиторской задолженностью по расходам;
     г) порядок обмена информацией (первичными учетными документами)
между структурными подразделениями (сотрудниками) получателя средств
федерального бюджета, в том числе структурными подразделениями
(сотрудниками) получателя средств федерального бюджета, осуществляющими
полномочия по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств по
расходам, с подразделениями (сотрудниками), осуществляющими полномочия по
ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета), либо с
уполномоченной организацией, осуществляющей переданные полномочия по
ведению бюджетного учета (далее - централизованная бухгалтерия).
     3. Мероприятия по выявлению факторов, влияющих на образование
просроченной дебиторской задолженности по расходам, и осуществлению
риск-мониторинга просроченной задолженности, включают в себя:
     а) определение структуры дебиторской задолженности по расходам
исходя из видов расчетов (учетным группам расходов):
     расчеты по государственным контрактам на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг (далее - контракт);
     расчеты по межбюджетным трансфертам;
     расчеты по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям;
     расчеты по субсидиям юридическим лицам (за исключением субсидий
бюджетным и автономным учреждениям), индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
     иные расчеты по расходам;
     б) выявление рисков возникновения просроченной дебиторской
задолженности по соответствующим видам расчетов (учетным группам
расходов) предоставления авансов, а также межбюджетных трансфертов,
субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим
лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - целевые средства),
исходя из следующего:
     по сроку исполнения задолженности: краткосрочная, долгосрочная;
     по статусу задолженности: текущая, просроченная;
     по способу исполнения контракта (соглашения о предоставлении
субсидии, межбюджетного трансферта (далее - соглашение): контракт
(соглашение) подлежит (не подлежит) казначейскому сопровождению;
     по статусу должника:
     надежный (стабильный) - должник выполняет свои обязательства в срок,
исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам
ожидается в течение периода, составляющего не более 12 месяцев
(краткосрочная задолженность), отсутствуют риски неисполнения должником
обязательств;
     условно надежный - исполнение обязательства по дебиторской
задолженности по расходам ожидается в течение периода более 12 месяцев,
но не более 3 лет (долгосрочная задолженность в пределах планового
периода), должник демонстрирует признаки возникновения рисков
неплатежеспособности, должник имеет просроченную задолженность перед
кредиторами и (или) исполнение контракта (соглашения) осуществляется с
задержками либо не в полном объеме;
     ненадежный (сомнительный) - исполнение обязательства по дебиторской
задолженности по расходам ожидается в течение периода более 3 лет
(долгосрочная задолженность за пределами планового периода), условия
контракта (соглашения) в установленные сроки не выполнены, дебиторская
задолженность по расходам является просроченной, по результатам
риск-мониторинга просроченной задолженности выявлены риски банкротства
должника, ведется претензионная работа по просроченной дебиторской
задолженности по расходам (досудебное урегулирование);
     условно безнадежный - условия контракта (соглашения) не выполнены и
должник находится в стадии банкротства (ликвидации) и (или) включен в
реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой
информационной системе в сфере закупок1;
     в) оценку предельного срока исполнения обязательств в объеме
предоставленного по контракту (соглашению) аванса (целевых средств)
(дебиторской задолженности);
     г) контроль за своевременным предъявлением требований об исполнении
условий предоставления аванса, целевых средств, в том числе, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявление
требований по штрафным санкциям (неустойкам (штрафам, пеням), возврату
неиспользованных целевых средств);
     д) принятие мер, снижающих риски неисполнения дебитором обязательств
по предоставленным авансам (целевым средствам) и (или) возникновения
убытков бюджета от признания просроченной дебиторской задолженности по
возмещению затрат по предоставленным авансам (целевым средствам)
нереальной ко взысканию;
     е) контроль за своевременным составлением первичных учетных
документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по
расходам или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также
передачей документов для отражения в бюджетном учете структурному
подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета,
осуществляющему ведение бюджетного учета (централизованной бухгалтерии);
     ж) своевременное заключение дополнительных соглашений, внесение в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
изменений в контракты (соглашения), в рамках которых возникла
просроченная дебиторская задолженность по расходам;
     з) проведение инвентаризации дебиторской задолженности по расходам,
включая сверку данных о дебиторе (его финансовом состоянии) из
государственных информационных систем, в том числе в целях оценки
ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по
расходам;
     и) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств
федерального бюджета в целях недопущения образования просроченной
дебиторской задолженности по расходам, выявления факторов, влияющих на
образование просроченной дебиторской задолженности по расходам,
определенные исходя из функциональной и организационной структуры
получателя средств федерального бюджета.
     4. Мероприятия по наблюдению (в том числе за возможностью взыскания
дебиторской задолженности по расходам) за платежеспособностью
(ликвидностью) должника в целях обеспечения исполнения дебиторской
задолженности по расходам включают в себя действия по выявлению фактов:
     а) наличия сведений в Едином государственном реестре юридических лиц
об инициации процедур ликвидации, реорганизации, банкротстве контрагента;
     б) наличия должника в реестре недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе в сфере
закупок;
     в) наличия у должника просроченной кредиторской задолженности перед
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перед
государственными органами по иным контрактам (соглашениям).
     5. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по
расходам в досудебном порядке включают в себя:
     а) направление требования должнику о погашении образовавшейся
задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает
срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот
срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен
моментом востребования);
     б) направление претензии должнику об исполнении обязательств по
контракту (соглашению);
     в) рассмотрение вопроса о возможности расторжения контракта
(соглашения), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа,
реструктуризации дебиторской задолженности по расходам в порядке и
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств
федерального бюджета в целях погашения (урегулирования) дебиторской
задолженности по расходам в досудебном порядке (при наличии).
     6. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской
задолженности по расходам включают в себя:
     а) подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу
искового заявления в суд;
     б) обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов
государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном
(частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к
тому оснований;
     в) направление исполнительных документов на исполнение в случаях и
порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
     г) отслеживание исполнения судебного решения;
     д) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств
федерального бюджета по принудительному взысканию дебиторской
задолженности по расходам в текущем финансовом году, которые должны быть
определены в Регламенте.
     7. Мероприятия по предъявлению требования о возмещении расходов
федерального бюджета в части задолженности прошлых лет включают в себя:
     а) проведение инвентаризации расчетов с должниками в целях оценки
ожидаемых результатов предъявления требования о возмещении расходов
федерального бюджета в части задолженности прошлых лет;
     б) предъявление требования о возмещении расходов федерального
бюджета в части задолженности прошлых лет и (или) подачу искового
заявления в суд;
     в) формирование первичных учетных документов, обосновывающих
возникновение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата
дебиторской задолженности прошлых лет или оформляющих операции по ее
увеличению (уменьшению), а также передача в целях признания дебиторской
задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности
прошлых лет документов для отражения в бюджетном учете структурному
подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета,
осуществляющему полномочия по ведению бюджетного учета (обеспечению
ведения бюджетного учета) или централизованной бухгалтерии;
     г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств
федерального бюджета по предъявлению требования о возмещении расходов
федерального бюджета в части задолженности прошлых лет, которые должны
быть определены в Регламенте.

------------------------------
     1 В соответствии с Положением о единой информационной системе в
сфере закупок, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 января 2022 г. N 60.

Обзор документа

Установлены требования к регламенту по управлению дебиторской задолженностью получателями федеральных средств.
Для обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам получатели бюджетных средств должны утвердить регламенты по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению просрочки указанной задолженности, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе ее мониторинга.
Минфин утвердил общие требования к такому регламенту. В частности, документ должен содержать:
- перечень мероприятий по реализации получателем бюджетных средств полномочий по управлению дебиторской задолженностью по расходам по видам платежей (учетным группам расходов);
- сроки и (или) периодичность реализации каждого мероприятия;
- список структурных подразделений (сотрудников) получателя бюджетных средств, ответственных за осуществление мер по управлению дебиторской задолженностью;
- порядок обмена информацией (первичными учетными документами).
Приказ применяется начиная с показателей дебиторской задолженности по расходам, отражаемой в бюджетном учете по состоянию на 1 апреля 2025 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 февраля 2025 г. Регистрационный № 81424.
Назад