Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"
Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Горячие документы. Федеральные

Архив

Рубрика "Федеральные горячие документы" поможет быть в курсе текущих изменений в федеральном законодательстве. Новые документы с краткими комментариями к ним (обзорами), подготовленными специалистами "Гаранта", публикуются  здесь ежедневно и в режиме реального времени. А чтобы изучить изменения в интересующей отрасли права за определенный период, можно обратиться к Энциклопедии мониторинга и составить индивидуальный обзор изменений в законодательстве – как федеральном, так и региональном.

И не забудьте подписаться на ежедневную или еженедельную рассылку, а также RSS-ленту.

8 октября 2026
Установлено, в какой срок банкам, в отношении которых принимаются противобанкротные меры, нужно обеспечить возможность совершения операций с цифровыми рублями.
Банки с универсальной лицензией, в отношении которых до 1 сентября 2027 г. реализуются меры по предупреждению банкротства, а также банки с базовой лицензией и небанковские кредитные организации, в отношении которых данные меры осуществляются до 1 сентября 2028 г., обеспечивают своим клиентам возможность совершения операций с цифровыми рублями не позднее 12 месяцев после завершения реализации таких мер и возобновления деятельности.
Решение не применяется к кредитным организациям, являющимся системно значимыми, и к тем, которые признаны значимыми на рынке платежных услуг.
МВД уточнило правила согласования основных программ профобучения водителей.
Порядок согласования основных программ профобучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий приведен в соответствие с новыми примерными программами профобучения.
В заявлении о согласовании теперь нужно указывать в т. ч. адрес местонахождения организации или адрес места жительства ИП. Уточнен уровень подразделений Госавтоинспекции, проводящих согласование. Получить его результаты можно по почте, в т. ч. электронной, или лично.
Заявление с программой профобучения может быть направлено по почте, подано через сайт МВД или лично представителем организации. Заявления в письменном виде регистрируются в день их получения, в форме электронного документа - в течение 3 рабочих дней с даты поступления уполномоченному должностному лицу.
Данные об организациях с согласованными программами размещаются на сайте Госавтоинспекции в течение одного рабочего дня с даты согласования. Исключение - осуществляющие образовательную деятельность организации ФСБ.
Зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2026 г. Регистрационный № 88636.
7 октября 2026
Банк России определил системно значимые кредитные организации.
В утвержденный ЦБ РФ перечень системно значимых кредитных организаций включено 12 банков (Банк ВТБ, Банк ПСБ, Банк ГПБ, Сбербанк, ТБанк и др.). На их долю приходится около 80% совокупных активов российского банковского сектора.
С 31 марта получение паспорта - по новому регламенту.
Обновлен регламент МВД по выдаче и замене российских паспортов.
Срок оформления документа не изменился - 5 рабочих дней независимо от способа обращения. Через Госуслуги можно подать заявление на первый паспорт в 14 лет, на замену в 20 и 45 лет, при смене ФИО и при негодности документа. При утрате или краже документа, а также при первом паспорте после приема в гражданство нужно идти лично. Тому, кто подал заявление на портале, нужно прийти с оригиналами документов в течение 3 календарных дней после приглашения.
О готовности паспорта уведомят через личный кабинет на Госуслугах. Место получения документа гражданин может выбрать сам независимо от прописки и места обращения, например, в МФЦ.
Приказ вступает в силу с 31 марта 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2026 г. Регистрационный № 88632.
Учреждения будут формировать планы ФХД по новым правилам.
Обновлен порядок составления, ведения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) федеральных бюджетных и автономных учреждений. Это связано в т. ч. с изменением законодательства по вопросам деятельности НКО.
Учреждение составляет план с учетом субсидий на госзадание и капвложения, грантов, пожертвований и иных доходов, а также расходов на уставную деятельность.
Скорректированы требования к ПФХД государственного (муниципального) учреждения. Он составляется и утверждается в соответствии с порядком, установленным финансовым органом (а не органом-учредителем).
Приказ применяется начиная с плана на 2027-2029 гг.
Зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2026 г. Регистрационный № 88618.
Обновлена форма декларации по ЕСХН.
Утверждены новые форма и формат декларации по ЕСХН.
ИП - плательщики ЕСХН освобождены от НДФЛ в отношении доходов от предпринимательской деятельности, за исключением доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.
Расходы на приобретение товаров (имущественных прав), которые оплачены до перехода на исчисление базы по налогу на прибыль по методу начисления, но не признаны по правилам ЕСХН, признаются расходами по правилам налога на прибыль. Это касается расходов, оплаченных не позднее чем за 3 года, предшествующих году перехода на исчисление базы по налогу на прибыль по методу начисления.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования, но не ранее 1 января 2027 г. и применяется начиная с представления декларации за 2026 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2026 г. Регистрационный № 88601.
Обновлен порядок регистрации маломерных судов.
ГИМС регистрирует в реестре маломерные суда, право собственности и другие вещные права на них, ограничения (обременения) этих прав. Владелец судна должен зарегистрировать его в течение месяца после оформления документа, подтверждающего возникновение права на судно. Судно регистрируется независимо от его технического состояния, укомплектованности оборудованием и спасательными средствами.
Заявление о регистрации судна и документы подаются на бумаге или через Госуслуги. Для регистрации судна проводится его первичное освидетельствование. Для регистрации перехода права собственности на судно при наличии в реестре информации о проведенном ранее освидетельствовании, срок действия которого не истек, проводится осмотр судна.
Судовой билет выдается в течение часа после внесения записи о регистрации судна в реестр. Он оформляется в электронном виде и направляется в личный кабинет на Госуслугах.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2027 г. и действует до 1 марта 2033 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2026 г. Регистрационный № 88612.
6 октября 2026
КС: оглашение только резолютивной части приговора не допускается в отсутствие описательно-мотивировочной части.
По уголовному делу о клевете мировой судья огласил только вводную и резолютивную части оправдательного приговора. Копия полного текста вручена через месяц. Гражданка - частный обвинитель пожаловалась в Конституционный Суд РФ на отсутствие гарантий составления приговора в полном объеме в совещательной комнате.
Оспариваемые нормы не противоречат Конституции, так как предусматривают, что приговор должен быть составлен в полном объеме и подписан судьями в совещательной комнате до оглашения. Само по себе оглашение только вводной и резолютивной частей не свидетельствует о нарушении, так как оно не допускается без описательно-мотивировочной части.
Срок вручения копии приговора в полном объеме - 5 суток с момента провозглашения - обусловлен организационными факторами и не предназначен для изменения текста. Несвоевременное вручение лишает стороны возможности подготовить мотивированную жалобу, и его последствия не могут возлагаться на сторону. Восстановление срока при таких обстоятельствах - обязанность суда, а не его усмотрение, иначе умаляется право на судебную защиту и равенство перед законом.
Апелляционный суд обязан проверить доводы о нарушении процедуры составления приговора, но не вправе отменить приговор без оценки влияния нарушений на правосудность решения.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 сентября 2026 г. № 569 "Об утверждении Методики оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением налогового вычета в сумме акциза, исчисленного при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, вина наливом, крепленого вина наливом (виноматериала), виноградного сусла или для производства спиртных напитков, являющихся винодельческой продукцией с объемной долей этилового спирта не менее 40 процентов, изготовленной из коньячного дистиллята полного цикла производства, выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее трех лет, реализованных в налоговом периоде"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2026 г.
Разработана методика оценки эффективности вычета по акцизу при использовании винограда для производства вина.
НК РФ предусмотрен вычет в сумме акциза, исчисленного при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина и виноградного сусла или для производства спиртных напитков, являющихся винодельческой продукцией крепостью от 40%, изготовленной из коньячного дистиллята полного цикла производства, выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее 3 лет, реализованных в налоговом периоде.
Разработана методика оценки эффективности соответствующего налогового расхода. Ее проводит Минсельхоз.
Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2026 г. Регистрационный № 88598.
5 октября 2026
Установлен средний уровень цен нефти сорта "Юралс" за сентябрь.
Средний уровень цен нефти сорта "Юралс" за сентябрь 2026 г. составил 92,08 долл. США за баррель. Показатель используется при исчислении НДПИ для определения коэффициента Кц, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
О формировании перечня госучреждений, которым разрешена заготовка спелых и перестойных лесных насаждений.
Правительство утвердило порядок формирования перечня госучреждений, которые могут заготавливать древесину на землях лесного фонда, занятых спелыми и перестойными насаждениями, в зонах освоения лесов, определенных планом региона.
Проект перечня формируется уполномоченным исполнительным органом региона на основании заявлений учреждений. К заявлению прикладываются необходимые сведения и документы. Определен их перечень. Уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и либо включает учреждение в проект перечня, либо направляет мотивированный отказ. Далее проект перечня направляется высшему должностному лицу региона, а затем - на согласование в Рослесхоз.
Высшее должностное лицо региона утверждает перечень в течение 20 рабочих дней со дня получения согласования Рослесхоза. Копия решения направляется в Рослесхоз. Перечень публикуется на сайте уполномоченного органа региона.
Урегулирован порядок внесения изменений в перечень. Установлены требования к учреждениям, а также основания и правила их исключения из перечня.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Известно, на каких маркетплейсах могут проводиться госзакупки для образовательных организаций.
Установлены требования к операторам маркетплейсов, на электронных площадках которых государственные и муниципальные детские сады, школы и колледжи смогут проводить госзакупки.
Такие маркетплейсы должны быть включены в реестр посреднических цифровых платформ, располагать логистической инфраструктурой не менее чем в 45 регионах, а также иметь не менее двух поставщиков товаров из перечня средств обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций. Он утвержден приказом Минпросвещения и включает различную мебель, технику и оборудование.
Перечень документов для операторов маркетплейсов, претендующих на участие в госзакупках, и порядок их подачи для прохождения проверки соответствия будут размещены Минфином в единой информационной системе в сфере закупок. Документы нужно подать до 2 ноября. Проверка соответствия продлится до конца ноября. Затем Минфин сформирует перечень маркетплейсов, на площадках которых можно проводить госзакупки, и представит его на утверждение в Правительство.
Постановление вступает в силу с 1 октября 2026 г.
Уточнены критерии отнесения к территориальным сетевым организациям.
Скорректированы правила отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Для установления и пересмотра тарифов на 2027 г. и последующие периоды будут применять повышенные пороги: не менее 300 МВА присоединенной мощности и не менее 600 км линий электропередачи. Среди исключений - организации, связанные с Росатомом и Роскосмосом, сетевые организации в ЗАТО.
Организации, которые подали предложения по тарифам на 2027 г., могут направить дополнительные материалы в региональный тарифный орган до 9 октября 2026 г.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
При производстве пива по новому ГОСТу нужно переоформить декларацию о соответствии.
С 2027 г. вводится новый ГОСТ Р 72295-2025 "Пиво. Общие технические условия". ГОСТ 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия" отменяется.
При производстве и импорте пива по новому стандарту нужно оформить новую декларацию о соответствии.
При применении нового стандарта взамен старого организация должна направить корректирующее уведомление о начале оборота с указанием реквизитов нового стандарта, новой декларации о соответствии и новой фотографии, содержащей на этикетке (контрэтикетке) реквизиты нового стандарта.
Поставка пива, произведенного до 2027 г. по старому стандарту, и его розничная продажа могут осуществляться до окончания срока годности, установленного изготовителем.
2 октября 2026
Пострадавшие от беспилотников продавцы Озона получили поддержку от государства.
Решено оказать поддержку бизнесу, пострадавшему из-за атак беспилотников, реактивных систем залпового огня, любых видов ракет на объекты группы "Интернет Решения" (Озон).
В частности, продавцам дана отсрочка на 12 месяцев по уплате НДС, налога на прибыль, налога по УСН, НПД, НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, а также страховых взносов и авансовых платежей по этим налогам, подлежащих уплате с августа 2026 г. по июль 2027 г. Задолженность погашается в течение года равными долями, начиная со следующего месяца после наступления срока уплаты платежей.
Также до конца 2026 г. приостановлены выездные налоговые проверки и проверки правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов.
На поддержку могут рассчитывать организации и ИП, у которых есть действующий договор с ООО "Интернет Решения". При этом должно выполняться хотя бы одно из двух условий: компания понесла ущерб начиная с августа 2026 г. и зарегистрирована после декабря 2025 г., размер причиненного ущерба превышает 5% годового дохода.
Если лицо получило ущерб в результате атак на объекты группы "Интернет Решения" и на объекты группы "РВБ", то можно учитывать совокупный ущерб.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Определены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2027-2029 гг.
В основную налоговую базу по НДФЛ (трудовые доходы) включат пассивные доходы граждан (по дивидендам и от другого долевого участия, по процентам от вкладов, по операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, от продажи имущества и реализации долей участия, по договорам страхования и от дарения) с сохранением существующей прогрессивной шкалы ставок в 13-22%.
Для отдельных типов ПИФ введут обязанность по уплате налога на прибыль с получаемых пассивных доходов (по дивидендам, процентам, от долевого участия, роялти, аренды и т. п.) по ставке 15%.
Ставку налога на прибыль с дивидендов, уплачиваемых на счета "С", повысят до 35%.
В части трансграничной электронной торговли введут НДС по ставке 22% (с 2027 г.) и таможенный сбор на товары для личного потребления (не менее 100 руб. за посылку).
Введут налог со сверхдоходов по ставке 20/30% от повышения доходов из-за роста мировых цен в рублевом эквиваленте на твердые полезные ископаемые к уровню базового 2025 г.
Предусмотрен перенос сроков погашения регионами 1/3 задолженности по бюджетным кредитам (исходя из действующих на 1 марта 2024 г. графиков погашения) с 2027-2029 гг. на 2031-2033 гг. (порядка 100 млрд руб. ежегодно).
1 октября 2026
Установлена средняя рыночная стоимость жилья на IV квартал 2026 г.
Минстрой определил среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по регионам на IV квартал 2026 г. Исходя из ее размера рассчитываются соцвыплаты для граждан на приобретение (строительство) жилья.
Зарегистрировано в Минюсте России 30 сентября 2026 г. Регистрационный № 88531.
Ввоз и обращение орфанных препаратов в иностранных упаковках: установлены особенности.
Ввоз в Россию и обращение в нашей стране зарегистрированных оригинальных орфанных и (или) высокотехнологичных лекарственных препаратов в иностранных упаковках в течение 12 месяцев после даты их регистрации в РФ допускаются:
- при условии соответствия установленным при их регистрации требованиям, кроме требований к первичной и вторичной (потребительской) упаковке;
- при наличии на вторичной (потребительской) упаковке самоклеящейся этикетки с информацией о препарате на русском языке.
Препараты ввозятся в соответствии с составляющими право ЕАЭС актами и (или) с законодательством РФ о таможенном регулировании. Их обращение осуществляется на основании заключения Минздрава. Каждая упаковка серии (партии) препарата, обращающегося в РФ на основании заключения, должна сопровождаться инструкцией на русском языке. Подтверждением наличия заключения является запись в реестре, который ведет Министерство. Выписка из реестра формируется и предоставляется автоматически в электронной форме с нанесением QR-кoдa для перехода на страницу сайта Минздрава, содержащую сведения из реестра.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет.
Расширен перечень случаев, когда экспедиторские документы оформляются на бумаге.
Минтранс установил еще один случай, когда экспедиторские документы оформляются на бумажном носителе.
Это оказание экспедитором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозками продукции военного и двойного назначения в рамках внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством о военно-техническом сотрудничестве и экспортном контроле.
Зарегистрировано в Минюсте России 30 сентября 2026 г. Регистрационный № 88540.
30 сентября 2026
Банки могут экономить капитал при кредитовании проектов по защите критической инфраструктуры от беспилотников.
До конца 2026 г. банки могут применять понижающие коэффициенты при расчете величины кредитного риска по ссудам на финансирование проектов по защите критической инфраструктуры от угроз воздушного нападения. Понижающие коэффициенты составляют 30% для заемщиков инвесткласса и 50% для других заемщиков. По таким кредитным требованиям можно не применять макропруденциальные надбавки. Банки могут экономить капитал при кредитовании указанных проектов в пределах лимита, предусмотренного для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.
КС разъяснил, при каких условиях сотрудник ОВД не лишается права на жилищную соцвыплату при приобретении его совершеннолетним ребенком своей квартиры.
Бывшего сотрудника ОВД сняли с учета на соцвыплату вместе с семьей, поскольку один из сыновей, обучавшийся очно, купил квартиру, и обеспеченность каждого члена семьи превысила необходимый минимум (15 кв. м на человека). Суды сочли, что семья имела право пользоваться жильем сына, хотя тот сам заработал на квартиру, жил отдельно, не был на иждивении.
Конституционный Суд РФ указал, что закон не обязывает детей обеспечивать проживание родителям в своем помещении. Для целей жилищных правоотношений родители считаются членами семьи своего совершеннолетнего ребенка-собственника, только если они проживают в этом помещении.
Оспариваемая норма не противоречит Конституции. Она не предполагает, что появление собственного жилья у отдельно проживающего ребенка сотрудника - студента-очника до 23 лет, имеющего собственный источник дохода, служит основанием для исключения его из состава семьи сотрудника и снятия ее с учета нуждающихся, если жилищные условия семьи не изменились.
Дело заявителя подлежит пересмотру.
Снова продлен временный запрет на вывоз отдельных видов топлива производителями.
На период по 31 октября 2026 г. продлено действие запрета на экспорт дизельного, судового топлива и прочих газойлей непосредственными производителями.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Проверка сведений о декларации на товары органом по сертификации: разъяснения Росаккредитации.
Орган по сертификации при наличии сомнений в достоверности представленных ему сведений вправе запросить у заявителя копию декларации на товары, ввезенные в качестве проб (образцов), а также проверить достоверность представленных сведений о реквизитах декларации. Получить информацию о выпуске товаров можно в таможенных органах - через региональное таможенное управление или таможни, осуществлявшие выпуск декларации на товары (кроме уровня таможенных постов).
Для получения сведений по декларации орган по сертификации может направить в таможенный орган обращение по утвержденной форме. При этом у заявителя также есть право самостоятельно воспользоваться такой услугой. Услуга бесплатная. Запрос должен содержать определенный регламентом набор сведений. Ответ предоставят также по утвержденной форме. Срок рассмотрения электронного обращения - 5 рабочих дней, письменного - 10 рабочих дней. В отдельных случаях такой срок может быть продлен.
Установлено, как органы МВД будут проверять доходы иностранцев.
Если у иностранца нет дохода или он ниже установленного порога (с учетом регионального коэффициента и иждивенцев), это может стать основанием для аннулирования патента или разрешения на работу. Соблюдение данного требования будут проверять региональные органы МВД. Установлен порядок.
Решение о проведении проверки принимается в течение 3 рабочих дней с даты поступления в ГИС миграционного учета информации из налоговых органов о сумме полученных иностранными гражданами доходов в виде выплат и иных вознаграждений, начисленных по данным расчетов по страховым взносам. В рамках проверки уполномоченным должностным лицом могут направляться запросы в органы и организации, располагающие информацией о доходах, полученных иностранцем.
Приказ вступает в силу с 1 октября 2026 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2026 г. Регистрационный № 88500.
29 сентября 2026
КС обязал выплачивать госслужащим компенсацию при увольнении в связи с отказом продолжить службу в другой местности.
В связи с закрытием подразделения ФНС гражданским госслужащим предложили работу в другом городе. Они отказались, и их уволили. Заявители потребовали изменить формулировку на "упразднение государственного органа", что позволило бы им получить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания. Суды отказали, решив, что ликвидация рабочих мест не считается упразднением обособленного подразделения, так как должности не сокращали, изменилось лишь расположение.
Конституционный Суд РФ признал оспариваемые нормы Закона о госслужбе не соответствующими Конституции и обязал суды пересмотреть дела заявителей.
Госслужащий должен быть защищен как от произвольного изменения условий контракта, так и от необоснованного увольнения. Переезд коренным образом меняет семейную жизнь и социальные права человека, поэтому отказ от него не связан с виной госслужащего и не должен лишать его гарантий, предусмотренных законом для случаев увольнения по сокращению должности. Иное нарушает баланс между публичными интересами и правом гражданина на стабильную занятость, противоречит принципам справедливости и равенства.
Уточнен запрет на вывоз из России наличных рублей.
С 1 апреля 2026 г. действует запрет на вывоз из России в страны ЕАЭС наличных рублей гражданами в сумме свыше 100 тыс. долл. США, а организациями и ИП - независимо от суммы.
Уточнена сумма, свыше которой вывоз гражданами запрещен. Теперь это 1 млн руб.
Запрещено вывозить наличные не только в страны ЕАЭС, но и в Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан.
Расширен список исключений, когда вывоз разрешен. Компании могут вывозить наличные в рамках международных перевозок, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами России. Также допускается вывоз наличных для обеспечения деятельности диппредставительств и консульств РФ.
При нарушении установленного запрета вывозимая наличность подлежит изъятию (у граждан в размере свыше 1 млн руб., у компаний и ИП в полном объеме).
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Налог на прибыль: актуализирована форма декларации.
Скорректирована форма декларации по налогу на прибыль.
Предусмотрена возможность обособленно отражать налоговую базу и исчисленную сумму налога для участников международных групп. Ряд изменений обусловлен отказом от представления декларации по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Правила заполнения (представления) и формат декларации изложены в новой редакции.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования, но не ранее 1 января 2027 г. и применяется начиная с представления декларации за первый отчетный период 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2026 г. Регистрационный № 88498.
Запущен эксперимент по использованию роботов-доставщиков.
В 34 регионах на 3 года установлен экспериментальный правовой режим в сфере цифровых и технологических инноваций по предоставлению транспортных и логистических услуг с использованием роверов. Роверы - автономные устройства, оснащенные автоматизированной системой управления, которые перевозят грузы и оказывают транспортно-логистические услуги. Они могут работать на велопешеходных дорожках, прилегающих территориях, тротуарах, в жилых, велосипедных и пешеходных зонах. Скорость в пешеходных зонах ограничена 10 км/ч, при пересечении проезжей части - 6 км/ч, на велодорожках и в велозонах - 25 км/ч.
Установлены требования к роверам и их системам управления - лидар с дальностью сканирования не менее 30 м, камеры, головное освещение, красный маркер на высоте не ниже 1 м, номер, светоотражающие элементы, устройство автоматического ограничения скорости, средства информационной безопасности и звуковой сигнал. Участники эксперимента должны обеспечить диспетчеризацию, техобслуживание, обучение диспетчеров и страхование ответственности на сумму не менее 500 тыс. руб. на каждый ровер. Результаты эксперимента будут оцениваться по пробегу, количеству роверов, заказов и ДТП.
Зарубежным покупателям газа снова продлили возможность его оплаты через любые российские банки.
До 1 апреля 2027 г. зарубежные покупатели российского газа могут платить за его поставки рублями не только через уполномоченный для этих операций Газпромбанк, но и через другие российские банки, в которых поставщиком открыт счет.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Увеличена численность ВС РФ.
Штатная численность Вооруженных Сил РФ увеличена на 15,5 тыс. военнослужащих. Общая численность последних составит 1 550 500 человек.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Утвержден перечень информации в сфере ТЭК с ограниченным доступом.
Президент утвердил перечень информации в сфере ТЭК, доступ к которой ограничен. В список вошли в т. ч.:
- информация об экспорте товаров юрлицом, включая наименования и количество вывозимых товаров, данные о цене, сведения о продавцах, покупателях и об иных лицах, участвующих в экспорте или обеспечивающих его, порядок взаиморасчетов по контрактам на поставку товаров, данные о транспорте, номерах контейнеров, направлениях поставок и маршрутах перевозки, наименованиях морских терминалов;
- агрегированная информация таможенной статистики об экспорте товаров;
- сведения об объемах переработки и производства товаров российскими НПЗ;
- данные о планируемых объемах реализации нефтепродуктов на биржевых торгах.
Распространять эту информацию, в т. ч. через СМИ или Интернет, не допускается, кроме раскрываемых юрлицом данных о своей деятельности. Сведения предоставляются на основаниях и в порядке, предусмотренных соглашением, заключенным между их обладателем и лицом, получающим к ним доступ, кроме случаев предоставления данных федеральными и региональными госорганами в рамках их компетенции. Они делают это на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
28 сентября 2026
Пострадавший от атак бизнес на год освободили от плановых проверок.
Пострадавшие с 1 января 2026 г. от украинских атак производственные объекты освобождены до 1 октября 2027 г. от плановых контрольных мероприятий.
Внеплановые контрольные мероприятия будут проводить только в определенных случаях (например, в отношении опасных производственных объектов II класса; в рамках контроля в сфере образования, в области транспортной безопасности, энергетического надзора; при наличии информации об угрозе причинения вреда здоровью граждан; для контроля исполнения ранее выданного предписания).
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Обновлены требования к авиационным учебным центрам.
Образовательные организации и организации, обучающие специалистов авиаперсонала гражданской авиации, могут осуществлять такую деятельность при наличии записи в реестре документов, подтверждающих соответствие федеральным авиационным правилам, и сертификата. Реестр ведется в электронном виде Росавиацией. Сертификат и запись действуют бессрочно. Учебный центр должен представлять сертификат по требованию Ространснадзора.
Для внесения записи в реестр и получения сертификата учебный центр должен подать заявление и документы в Росавиацию или ее территориальный орган в виде электронного документа через Госуслуги либо в форме бумажного документа при личном обращении или по почте. Для проведения проверки с выездом Росавиация создает комиссию. Указаны требования к персоналу учебного центра, помещениям, оборудованию и условиям обучения, а также к организации деятельности в учебном центре.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2027 г. и действует до 1 марта 2033 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2026 г. Регистрационный № 88428.
25 сентября 2026
Известны планы по расходованию средств федерального бюджета на ближайшую трехлетку, по изменению налогообложения.
Минфин внес на рассмотрение в Правительство РФ законопроекты о федеральном бюджете на 2027-2029 гг., об особенностях исполнения федерального бюджета на трехлетку, а также проект поправок к НК РФ.
В частности, в проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию пенсий и пособий. Страховые пенсии в 2027 г. будут повышены дважды: с 1 февраля - на 6,8% и с 1 апреля - на 3,3%. Таким образом, средний размер пенсии по старости на конец 2027 г. составит 29 904 руб. Заложены деньги и на индексацию маткапитала.
"Детский бюджет" на 3 года составит 10 трлн руб., включая выплату единого пособия. Предусмотрены средства на развитие образования, на реализацию программ лекарственного обеспечения, нацпроектов по обеспечению технологического лидерства. Продолжится предоставление казначейских инфраструктурных кредитов.
В целях унификации уровня налогообложения доходов граждан по ставкам 13%-22% в основную налоговую базу по НДФЛ предлагается включить пассивные доходы - по дивидендам и от другого долевого участия, по процентам от вкладов, по операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, от продажи имущества и реализации долей участия, по договорам страхования и дарения. Ставка будет зависеть от размера дохода. Поправки не коснутся действующей преференции для малых вкладов - необлагаемого порога до 1 млн руб. Изменения также не распространяются на доходы участников СВО.
Предусматривается уплата НДС по стандартной ставке 22% при покупке товаров электронной трансграничной торговли.
Предлагается ввести таможенный сбор в размере 100 руб. за посылку на товары для личного потребления стоимостью до 200 евро, пересылаемые из-за рубежа почтовыми отправлениями.
Продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров и доверительных управляющих.
Еще на 6 месяцев продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран со счетов российских брокеров и доверительных управляющих. Ограничения касаются переводов со счетов как физических, так и юридических лиц.
Ограничения не распространяются на возврат за рубеж иностранными инвесторами, которые вкладываются в российский финансовый рынок, средств, учитываемых на счетах типа "Ин" у российских брокеров и доверительных управляющих.
24 сентября 2026
Известны ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на октябрь 2026 г.
На октябрь 2026 г. установлены нулевые ставки вывозных пошлин на сырую нефть и отдельные нефтепродукты. Ставка пошлины на сжиженные углеводородные газы составит 17,4 долл. США за тонну, на этан, бутан, изобутан - 15,6 долл. США за тонну.
Ставки вывозных пошлин рассчитаны исходя из средней цены на сырую нефть марки "Юралс" 555,4 долл. США за тонну.
Выход на работу в нерабочие региональные праздничные дни должен оплачиваться независимо от источника финансирования учреждения.
Гражданин - работник учреждения счел неконституционными нормы ТК РФ и закона региона о нерабочих праздничных днях. Он был привлечен к работе в такие дни, но повышенную оплату не получил. Суды первой и апелляционной инстанций взыскали долг по зарплате. Однако кассационный суд с этим не согласился. При новом рассмотрении дела работнику отказали, поскольку учреждение финансируется из федерального бюджета, не обеспечивает реализацию законов региона. Денежные средства из бюджета субъекта на финансирование оплаты работы в региональные нерабочие праздничные дни не выделялись. Гражданин счел, что действующее регулирование не обеспечивает работникам, привлекаемым к работе в региональные нерабочие праздничные дни, предоставления гарантий, аналогичных установленным федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ не согласился с ним.
Действующее регулирование не препятствует освобождению от работы работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, в предусмотренные законом региона нерабочие праздничные дни, а в случае привлечения к работе в указанные дни - предоставлению гарантий, предусмотренных ТК РФ (повышенная оплата или предоставление другого дня отдыха).
У федеральных и региональных нерабочих праздничных дней общая правовая природа и целевая направленность. Они обеспечивают права работника на отдых. Нет препятствий для распространения гарантий, закрепленных ТК РФ, на случаи привлечения к работе в региональные нерабочие праздничные дни. Также нет оснований применять различный подход в зависимости от источника финансирования учреждения.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель не лишен права предусмотреть иные минимальные гарантии для работников, которые выходят на работу в региональные нерабочие праздничные дни, и установить предельное количество таких дней для субъекта.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 июля 2026 г. № 578 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами и подведомственными ей федеральными государственными учреждениями при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий (рейдовых осмотров, выездных проверок) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за эксплуатацией помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных работ или оказание отдельных услуг, и хозяйствующих субъектов, которые в процессе своей деятельности обеспечивают безопасные условия труда"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2026 г.
Роспотребнадзор утвердил новые проверочные листы.
Роспотребнадзор обновил формы чек-листов, применяемых при проведении плановых мероприятий (рейдовых осмотров, выездных проверок) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в т. ч. в отношении:
- торговли непродовольственными товарами;
- гостиничных услуг;
- организаций соцобслуживания;
- деятельности по управлению многоквартирными домами;
- холодного и горячего водоснабжения, водоотведения сточных вод;
- медицинских и аптечных услуг;
- образовательных организаций и детских учреждений;
- обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- размещения и эксплуатации радиоэлектронных средств.
Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2026 г. Регистрационный № 88394.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 июля 2026 г. № 579 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами и подведомственными ей федеральными государственными учреждениями при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий (рейдовых осмотров, выездных проверок) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за эксплуатацией отдельных видов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября 2026 г.
Обновлены чек-листы для госсанэпидконтроля на транспорте.
Утверждены новые формы проверочных листов, применяемых Роспотребнадзором при рейдовых осмотрах, выездных проверках в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за эксплуатацией отдельных видов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.
Контрольные (надзорные) мероприятия (плановый рейдовый осмотр, плановая выездная проверка) не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых определен список вопросов.
Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2026 г. Регистрационный № 88393.
Бесперебойность функционирования платежной системы Банка России обеспечивается по новому стандарту.
Утвержден новый порядок обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы Банка России.
В частности, урегулированы вопросы управления реализовавшимися рисками. Приводятся показатели бесперебойности и методики анализа рисков в системе.
Положение вступает в силу через 10 дней после опубликования. Отдельные нормы - с 1 октября 2026 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 16 сентября 2026 г. Регистрационный № 88290.
23 сентября 2026
Обновлен перечень онлайн-ресурсов для школ и колледжей.
Минпросвещения утвердило новый перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации программ начального, основного и среднего общего образования.
В перечень входят онлайн-курсы, электронные учебники, учебно-методические материалы, интерактивные тренажеры и задания, материалы для подготовки к ВПР и др. Их количество увеличилось с 1425 до 1644.
Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2026 г. Регистрационный № 88378.
Мы обрабатываем локальные данные браузера и используем инструменты аналитики в целях улучшения и обеспечения работоспособности сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку указанных данных в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями их обработки.