Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Расторжение трудового договора с директора федерального бюджетного учреждения на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ

Расторжение трудового договора с директора федерального бюджетного учреждения на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ

Кто должен быть указан в формулировке записи об увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, если увольняют директора федерального бюджетного учреждения, а решение об увольнении принято федеральным органом исполнительной власти, который является учредителем данного федерального бюджетного учреждения: уполномоченный орган юридического лица, собственник имущества организации или уполномоченное собственником лицо (орган)?

Согласно п. 2 части первой ст. 278 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Трудовой кодекс не содержит определения терминов "уполномоченный орган юридического лица" и "уполномоченное собственником лицо (орган)". Из содержания абзаца 2 п. 1 ст. 53 ГК РФ вытекает, что структура и виды органов устанавливаются законом и учредительными документами. Согласно положениям ст. 53 ГК РФ под органом юридического лица понимается физическое лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, учредительными документами юридического лица или решением компетентного органа данного юридического лица обладают определенными полномочиями в отношении юридического лица и посредством которых оно реализует свою правоспособность. Обычно такими органами являются директор и/или совет директоров.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления бюджетного учреждения, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются учредительными документами учреждения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и иными федеральными законами, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ).

Учредителем и собственником имущества государственного бюджетного учреждения может быть Российская Федерация или субъект Российской Федерации (пп. 1 и 2 ст. 123.21 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, созданного субъектом РФ, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ).

Как указано в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 N 21, уполномоченные органы юридического лица вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий руководителя организации в том случае, если это отнесено к их компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законом и учредительными документами.

Трудовым законодательством не предусмотрен какой-либо специальный порядок прекращения трудового договора работника по п. 2 части первой ст. 278 ТК РФ, но такой порядок в качестве дополнительной гарантии может быть предусмотрен в трудовом договоре, коллективном договоре, уставе, иных распоряжениях собственника (уполномоченного им лица). Вместе с тем специалисты Роструда считают, что увольнение руководителя по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа нельзя признать законным (ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Законодательство не содержит и особых требований к форме упомянутого в п. 2 части первой ст. 278 ТК РФ решения, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме, в том числе и в форме приказа. Кроме того, в решении не требуется указывать конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. Вместе с тем решение о прекращении трудового договора может быть принято уполномоченным собственником лицом в пределах его компетенции (смотрите, например, определение Девятого КСОЮ от 12.12.2024 по делу N 8Г-11275/2024, определение Ростовского областного суда от 15.03.2018 N 33-4569/2018) либо собственником имущества (учредителем) (смотрите, например, определение Седьмого КСОЮ от 21.09.2021 по делу N 8Г-12903/2021, решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.02.2023 по делу N 2-36/2023, определение Первого КСОЮ от 14.03.2023. по делу N 8Г-2851/2023)*(1).

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным полагаем, если решение об увольнении директора федерального бюджетного учреждения принято федеральным органом исполнительной власти, который является учредителем данного федерального бюджетного учреждения, то в приказе об увольнении следует сослаться на решение собственника имущества организации.

Подчеркнем, что данный ответ является нашим экспертным мнением, основанным на субъективном понимании приведенных в ответе норм, и может отличаться от мнения других специалистов. К сожалению, официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Следует отметить, что в упомянутых судебных решениях законность и обоснованность принятого учредителем решения об увольнении в контексте подготовки ответа на вопрос не подвергались анализу.