Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Разный размер индексации заработной платы

Разный размер индексации заработной платы

На предприятии проведена проверка государственной инспекции труда, по результатам проверки выдано предписание. Выявлено нарушение требований статьи 134 ТК РФ, выразившееся в том, что работодателем проведена индексация заработной платы работникам в разный период времени и на разный процент.
Является ли данное нарушение дискриминацией по отношению к работникам? Каков порядок индексации заработанной платы на предприятии?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Размер заработной платы всех работников организации должен быть проиндексирован единовременно на один и тот же коэффициент (процент). При установлении различных размеров индексации разным категориям работников работодателю следует учитывать, что Роструд считает это нарушением трудового законодательства (дискриминацией).

Обоснование позиции:

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работодатель вправе самостоятельно определять порядок и размер индексации. Из формулировки ст. 134 ТК РФ следует, что рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, однако в законе не говорится о том, что исходя из инфляции должен определяться и размер индексации. О том, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации, Конституционный Суд РФ говорил в определениях от 29.05.2019 N 1269-О и от 17.07.2014 N 1707-О. Аналогичный тезис содержится и в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 за 2017 год (далее - Обзор).

Устанавливая обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, утвердить порядок индексации заработной платы, статья 134 ТК РФ в то же время не уточняет, что именно такой порядок должен в себя включать. Как показывает практика, это создает почву для злоупотреблений со стороны работодателей, которые в документах, устанавливающих систему оплаты труда, декларируют свою обязанность проводить индексацию в максимально общих формулировках, из которых невозможно сделать вывод о сроках индексации, ее размерах или конкретной форме - решение этих вопросов фактически остается на усмотрение работодателя. Это позволяет выдавать за индексацию любое повышение оплаты труда конкретного работника или осуществление ему любых дополнительных выплат, а некоторые суды признают это надлежащим исполнением требований ст. 134 ТК РФ (смотрите, например, определения Второго КСОЮ от 31.10.2023 N 8Г-29780/2023, от 24.05.2022 N 8Г-11146/2022, Первого КСОЮ от 24.04.2023 N 8Г-9400/2023, от 22.08.2022 N 8Г-17570/2022, Шестого КСОЮ от 02.03.2023 N 8Г-336/2023, Девятого КСОЮ от 15.09.2022 N 8Г-7301/2022, Восьмого КСОЮ от 01.06.2021 N 8Г-6717/2021).

На наш взгляд, установление порядка индексации предполагает, что работодатель берет на себя конкретные обязательства по повышению уровня реального содержания заработной платы. Из положений локального нормативного акта или коллективного договора, устанавливающих порядок индексации, должно быть очевидно, когда именно, в каких размерах и при каких условиях работник может рассчитывать на увеличение заработной платы. Некоторые суды также расценивают отсутствие конкретного механизма индексации как уклонение от установления ее порядка (определение Московского городского суда от 17.04.2023 N 33-17907/2023)*(1).

В свою очередь, в силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В соответствии со ст. 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

По смыслу ст. 134 ТК РФ индексация направлена на борьбу с падением покупательской способности заработной платы из-за инфляции, с которой в равной степени сталкиваются все работники.

По нашему мнению, учитывая, что рост потребительских цен на товары и услуги в равной степени влияет на покупательскую способность каждого работника, проживающего на территории нашего государства, субъекта РФ, размер заработной платы всех работников организации должен быть увеличен на один и тот же уровень.

Таким образом, по нашему мнению, размер заработной платы всех работников организации должен быть проиндексирован единовременно на один и тот же коэффициент (процент). При установлении различных размеров индексации разным категориям работников работодателю следует учитывать, что Роструд считает это нарушением трудового законодательства (дискриминацией) (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ")*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Индексация заработной платы (март 2024 г.);

 

*(2) Если работодатель не согласен с фактами и выводами, изложенными инспектором в акте контрольного мероприятия, или с выданным инспектором предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы в обязательном досудебном порядке, установленном Законом N 248-ФЗ (ст. 361 ТК РФ, ч. 2 ст. 39, п. 2 ч. 4 ст. 40, ст. 89 Закона N 248-ФЗ, п. 52 и п. 53 Положения N 1230). Смотрите также материалы:

- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование акта и предписания трудовой инспекции (март 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Cудебное обжалование акта и предписания трудовой инспекции (март 2024 г.).