Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Как часто муниципальные служащие должны проходить диспансеризацию? Оплата времени, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию

Как часто муниципальные служащие должны проходить диспансеризацию? Оплата времени, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию

Как часто муниципальные служащие (Краснодарский край) должны проходить диспансеризацию и как оплачивается время, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию? Должен ли им выплачиваться средний дневной заработок за дни ее прохождения или оплачивать как фактически отработанное время? Нормативным актом органа местного самоуправления порядок оплаты таких дней не установлен.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проходить диспансеризацию муниципальные служащие должны ежегодно, то есть не реже одного раза в год.

В доступных нам источниках не удалось обнаружить нормативные правовые акты, которые содержали бы нормы, устанавливающие порядок оплаты служебного времени, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию. В отсутствие таких норм нам представляется наиболее соответствующим законодательству оплачивать это время как фактически отработанное. 

Обоснование вывода:

Отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу в Краснодарском крае и ее прохождением, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" (далее - Закон N 25-ФЗ) и Законом Краснодарского края от 08.06.2007 N 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1244-КЗ). Действие трудового законодательства на муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, ч. 2 ст. 3 Закона N 1244-КЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Аналогичная норма установлена и ст. 11 Закона N 1244-КЗ.

В силу норм п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ прохождение диспансеризации для данной категории граждан является обязательным.

Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н (далее соответственно - Порядок, Приказ).

В соответствии с п. 4 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно.

Таким образом, муниципальные служащие должны ежегодно, то есть не реже одного раза в год, проходить диспансеризацию в соответствии с указанным Порядком.

Согласно п. 5 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).

Муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (п. 6 Порядка).

При этом ни Закон N 25-ФЗ, ни Закон N 1244-КЗ не содержат норм, устанавливающих порядок оплаты служебного времени, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию.

Статьей 22 Закона N 25-ФЗ и статьей 20 Закона N 1244-КЗ установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. Сохранение денежного содержания в размере среднего заработка, определяемого в порядке, установленном трудовым законодательством, этими нормативными актами предусмотрено только для случаев предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 21 Закона N 25-ФЗ, ст. 19 Закона N 1244-КЗ).

Утверждать что в такой ситуации необходимо применить норму ст. 185 ТК РФ о сохранении среднего заработка на время прохождения медицинского осмотра, на наш взгляд, недостаточно оснований. Так, диспансеризация муниципальных служащих и обязательные медицинские осмотры работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, являются самостоятельными мероприятиями, имеющими различные цели*(1). Кроме того, нельзя исключить, что законодатель, не предусматривая специального порядка оплаты служебного времени прохождения диспансеризации муниципальными служащими, относит это время ко времени, в течение которого муниципальные служащие исполняют свои служебные обязанности, а не ко времени освобождения от их исполнения с сохранением денежного содержания.

Учитывая сказанное, полагаем, что при таких обстоятельствах в отсутствие специальных норм, устанавливающих порядок оплаты служебного времени, в течение которого муниципальные служащие проходят диспансеризацию, представляется наиболее соответствующим законодательству оплачивать это время как фактически отработанное.

Подчеркнем, что такой вывод является экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции суда при возникновении спора. К сожалению, каких-либо разъяснений и судебной практики по вопросу оплаты времени прохождения муниципальными служащими диспансеризации в доступных нам источниках обнаружить не удалось. Не удалось также найти и нормативные правовые акты других субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые содержали бы нормы, устанавливающие порядок оплаты таких дней. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

21 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Под диспансеризацией применительно к Порядку понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего (п. 2 Порядка).

В свою очередь, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Обязательные медицинские осмотры проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой работе, динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (ч. 1, пункты 2 и 3 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).