Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Нужно ли вести воинский учет в организации, если отсутствуют работники?

Нужно ли вести воинский учет в организации, если отсутствуют работники?

Нужно ли вести воинский учет в ООО, в котором отсутствуют работники? Если в ООО числится только директор (он же учредитель), с которым не заключен трудовой договор, нужно ли сдавать документы и отчетность в военкомат? Если да, то какие именно документы и в каком порядке?

По нашему мнению, единоличный исполнительный орган, являющийся единственным учредителем организации, является работником, и с ним должен быть заключен трудовой договор. И независимо от того, был ли трудовой договор заключен или нет, директор состоит с организацией в трудовых отношениях*(1). Следовательно, если руководитель относится к категориям граждан, подлежащим воинскому учету*(2), организация обязана вести в отношении него такой учет.

В вопросе мы будем исходить из того, что в организации нет ни одного работника, подлежащего воинскому учету.

Обязанности по ведению воинского учета граждан возложены на организации пунктом 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Вопрос о порядке действий руководителя в ситуации, когда в организации нет ни одного работника, подлежащего воинскому учету, нормативно прямо не урегулирован.

Действительно, большинство обязанностей в области воинского учета привязано к личности конкретных лиц, подлежащих учету. Очевидно, что такие обязанности, как, например, проверка наличия у подлежащих воинскому учету работников документов воинского учета, ведение и хранение учетных документов на таких работников, разъяснение им обязанностей в области воинского учета, информирование военкомата о приеме на работу и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету, сообщение в военкомат сведений об изменении семейного положения, образования, места жительства и места пребывания не подлежат исполнению ввиду отсутствия лиц, в отношении которых они могли бы быть реализованы.

Однако, на наш взгляд, отсутствие работников, подлежащих воинскому учету, не лишает руководителя возможности исполнять ряд предусмотренных нормативными актами обязанностей в сфере воинского учета, носящих организационный характер. Так, например, п. 22 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.) предусматривает необходимость наличия в организации приказа, определяющего персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан (форма приведена в приложении N 4 к Методическим рекомендациям). Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

На наш взгляд, нет оснований считать, что организация вправе не исполнять данную обязанность по причине отсутствия у нее в конкретный момент работников, подлежащих воинскому учету.

Также следует обратить внимание на п. 39 Методических рекомендаций: в нем говорится, что каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются Методические рекомендации, а также разрабатывается, ведется ряд документов, включая уже упомянутый выше приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и др. Необходимость наличия в организации данных документов, полагаем, также не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия работников, подлежащих воинскому учету. Само по себе их наличие свидетельствует о готовности организации к ведению воинского учета в случае, если подлежащие ему работники будут приняты на работу.

Относительно отчетности в военкомат отметим следующее.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с:

  • подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
  • подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
  • ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719;
  • Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700;
  • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Приведенные нормативные акты как таковой обязанности по сдаче каких-либо отчетов в военкомат не предполагают. Тем не менее из них следует обязанность в определенных ситуациях осуществлять взаимодействие с военкоматами и предоставлять им определенную информацию. В отсутствие работников, подлежащих воинскому учету, необходимости предоставлять какие-либо сведения без запросов из военкомата не наступает. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

4 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Более подробно смотрите в материалах:

  • Энциклопедия решений. Трудовой договор с директором - единственным участником ООО (сентябрь 2023 г.);
  • Нужен ли трудовой договор с руководителем? (П. Сутулин, "Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2014 г.)

*(2) Согласно п. 14 Положения воинскому учету в организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), и граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).