Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Обязан ли работодатель предоставлять работнику, допущенному к государственной тайне, удлиненный основной отпуск, установленный постановлением СНК СССР от 17 апреля 1939 года N 22с? Если да, то сколько календарных дней он должен составлять? Как это указать в трудовом договоре?

Обязан ли работодатель предоставлять работнику, допущенному к государственной тайне, удлиненный основной отпуск, установленный постановлением СНК СССР от 17 апреля 1939 года N 22с? Если да, то сколько календарных дней он должен составлять? Как это указать в трудовом договоре?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работникам, допущенным к государственной тайне, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней согласно ст. 115 ТК РФ. Норма Постановления N 22с о предоставлении ежегодного отпуска продолжительностью месяц применима только к штатным мобилизационным работникам. 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Статьей 21 закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-I) для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, в качестве одной из социальных гарантий устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. В силу этой же статьи для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к этой гарантии устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 5485-I постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (далее - Постановление N 573) утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила).

При этом ни Законом N 5485-I, ни Правилами предоставление удлиненных или дополнительных отпусков работникам, допущенным к государственной тайне, не предусмотрено. Следовательно, работникам, допущенным к государственной тайне, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней согласно ст. 115 ТК РФ.

Постановление Совета народных Комиссаров Союза ССР от 17.04.1939 N 22с "Об оплате труда работников мобилизационных органов гражданских ведомств" (далее - Постановление N 22с) на сегодняшний день не признано утратившим силу и продолжает действовать. Согласно п. 5 этого постановления для всех штатных мобработников установлен ежегодно месячный отпуск. По смыслу приведенной нормы она определяет для указанной категории работников именно продолжительность основного ежегодного отпуска. Вместе с тем, как было указано выше, данный вопрос уже урегулирован Трудовым кодексом, а удлиненный отпуск может устанавливаться только федеральными законами. Таким образом, на наш взгляд, норма п. 5 Постановления N 22с применению не подлежит.

Тем не менее представители органов власти высказывают на этот счет иное мнение. О том, что положения об отпусках мобилизационных работников, установленные Постановлением N 22с, продолжают действовать и после принятия ТК РФ, говорится, в частности, в письме Министерства труда и социального развития РФ от 19.07.2002 N 1260-10. Аналогичную точку зрения неоднократно высказывали и специалисты Роструда (смотрите, например, ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). При этом в ведомстве указывают, что эта норма распространяется в том числе и на коммерческие организации (ответ с портала "Онлайнинспекция.РФ").

В судебной же практике можно встретить мнение, что Постановление N 22с не подлежит применению после принятия приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.03.2015 N 59, которым был утвержден План мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2015 год и перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2015 году (смотрите определение Тульского областного суда от 05.12.2019 по делу N 33-4243/2019). В состав данного плана включено Постановление N 22с как подлежащее инкорпорации и (или) признанию недействующим на территории Российской Федерации. Впрочем, реализовано это так и не было.

Если все же исходить из позиции органов власти о необходимости применения Постановления N 22с в части продолжительности отпуска мобилизационных работников, то, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. В п. 5 Постановления N 22с говорится об отпуске месячной продолжительности без определения конкретной его продолжительности в днях. В связи с тем, что месяцы имеют различную продолжительность, количество дней отпуска также будет варьироваться в зависимости от времени его использования. Например, если работник возьмет отпуск полной продолжительности с 17 июля, то закончится он 16 августа, что составит 31 день. Если же работник возьмет отпуск 17 сентября, то закончится он 16 октября, что составит 30 дней (см. ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5, ответ 6 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Если же отпуск используется по частям, то, по мнению специалистов Роструда, его продолжительность определяется по продолжительности месяца, в котором началась первая часть отпуска (ответ 1, ответ 2 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Таким образом, если следовать разъяснениям Роструда, то в трудовом договоре мобработников нужно указать, что им предоставляется удлиненный ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц*(1).

На наш взгляд, в рассматриваемом случае также необходимо учитывать, что в настоящее время правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц в этой области установлены Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", далее - Закон N 31-ФЗ (смотрите преамбулу этого закона).

Согласно ст. 9 Закона N 31-ФЗ организации обязаны, в частности, создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники).

В силу ст. 12 Закона N 31-ФЗ организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

Как следует из положений приведенных норм, для целей создания мобилизационных органов и (или) назначения мобилизационных работников организационно-правовая форма юридических лиц, а также форма собственности не имеют значения.

Таким образом, учитывая сказанное, полагаем, что работникам, допущенным к государственной тайне, не являющимся мобработниками, отпуск продолжительностью один месяц не предусмотрен (смотрите решение Соломбальского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 08.04.2021 по делу N 2-493/2021). Норма Постановления N 22с о предоставлении ежегодного отпуска продолжительностью месяц применима только к штатным мобилизационным работникам любой организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Аналогичное мнение высказывается и специалистами Роструда (смотрите, например, ответ с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина 

Ответ прошел контроль качества 

10 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Порядок и продолжительность данного отпуска также целесообразно утвердить коллективным договором, локальным нормативным актом, например правилами внутреннего трудового распорядка.