Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право При направлении сотрудников органов государственной власти и государственных учреждений, например, Сахалинской области в служебную командировку на территорию Донецкой Народной Республики возникли следующие вопросы по применению Указа Президента РФ от 17.10.2022 N 752: - денежное вознаграждение и суточные выплачиваются только в период нахождения на данной территории или с момента начала командировки согласно приказам, распоряжениям учреждений (фактические даты командировки с учетом дороги с 01.12.2022 по 04.12.2022, но на территории Донбасса работники находились 02.12.2022); - какие документы должны предоставить сотрудники с целью подтверждения нахождения в период командировки именно на территории Донбасса, если к месту командирования они ездили на транспорте, принадлежащем третьим лицам, и документов, подтверждающих эту поездку, никаких нет?

При направлении сотрудников органов государственной власти и государственных учреждений, например, Сахалинской области в служебную командировку на территорию Донецкой Народной Республики возникли следующие вопросы по применению Указа Президента РФ от 17.10.2022 N 752: - денежное вознаграждение и суточные выплачиваются только в период нахождения на данной территории или с момента начала командировки согласно приказам, распоряжениям учреждений (фактические даты командировки с учетом дороги с 01.12.2022 по 04.12.2022, но на территории Донбасса работники находились 02.12.2022); - какие документы должны предоставить сотрудники с целью подтверждения нахождения в период командировки именно на территории Донбасса, если к месту командирования они ездили на транспорте, принадлежащем третьим лицам, и документов, подтверждающих эту поездку, никаких нет?

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть первая ст. 166 ТК РФ). Согласно части первой ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

На основании части первой ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть третья ст. 168 ТК РФ). Так, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам органов исполнительной власти Сахалинской области и государственных учреждений Сахалинской области в случае направления в служебную командировку на территории Российской Федерации установлены постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2015 N 558 (далее - Постановление N 558).

В соответствии с абзацем 5 подп. "в" п. 1 Постановления N 558 работникам органов исполнительной власти Сахалинской области и государственных учреждений Сахалинской области в период их нахождения на территориях Донецкой Народной Республики (далее также - ДНР), Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области суточные возмещаются исходя из действующих размеров, установленных правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации для федеральных государственных служащих. Аналогичную норму содержит и п. 2 постановления Правительства Сахалинской области от 28.01.2010 N 14 (далее - Постановление N 14) в отношении должностных лиц, замещающих государственные должности Сахалинской области, должности государственной гражданской службы Сахалинской области.

На основании п. 1 Указа Президента РФ от 17.10.2022 N 752 (далее - Указ N 752) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, федеральным государственным гражданским служащим, работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в период их нахождения в служебных командировках на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области выплачиваются: денежное вознаграждение (денежное содержание) в двойном размере; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

При этом, в силу п. 4 Указа N 752, в частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в кратчайшие сроки внести в нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия командирования лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, работников государственных органов субъектов Российской Федерации, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы субъектов Российской Федерации, работников организаций и учреждений, подведомственных указанным органам, изменения, направленные на установление для таких лиц, служащих, работников условий командирования, аналогичных условиям, предусмотренным п. 1 Указа N 752.

Отметим, что подп. "б" п. 1 Указа N 752 устанавливает правило, согласно которому суточные выплачиваются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. В то же время, поскольку подп. б включен в п. 1, то есть является его составной частью, что исключает, по нашему мнению, его отдельное толкование от п. 1 Указа N 752, в котором прямо установлено, что соответствующие выплаты осуществляются, перечисленным в этом пункте лицам, в период их нахождения в служебных командировках на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Следовательно, из буквального толкования подп. "б" п. 1 Указа N 752, на наш взгляд, следует, что суточные должны выплачиваться в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке именно на указанных территориях. Считаем, что аналогичное толкование норм и их применение также должно быть и в отношении абзаца 5 подп. "в" п. 1 Постановления N 558, п. 2 Постановления N 14.

При этом абзац 5 подп. "в" п. 1 Постановления N 558 и п. 2 Постановления N 14 предусматривают, что лицам, находящимся в служебной командировке на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, возмещаются только дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) в размере, установленном правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Соответственно, на основании абзаца 5 подп. "в" п. 1 Постановления N 558, подп. "б" п. 1 Указа N 752, полагаем, что работникам органов исполнительной власти и государственных учреждений Сахалинской области суточные в размере 8480 рублей выплачиваются за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Донецкой Народной Республики. В рассматриваемом случае таким днем является всего лишь один день - 02.12.2022. Оплата остальных дней командировки должна осуществляться в порядке, предусмотренном абзацем 2 подп. "в" п. 1 Постановления N 558. Так, суточные оплачиваются в первые 14 календарных дней служебной командировки (независимо от места командирования): при нахождении за пределами Сахалинской области - 700 рублей, в пределах Сахалинской области - 500 рублей.

В свою очередь, заметим, что норм о выплате денежного вознаграждения (денежного содержания) в двойном размере в период нахождения работников в командировке на территории ДНР Постановление N 558 не содержит. В этой связи напомним, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в том числе иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в частности, указами Президента РФ (ст. 5 ТК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации Указ N 752 регулирует вопросы командирования на соответствующие территории Российской Федерации напрямую только в отношении лиц, перечисленных в указе (смотрите преамбулу и п. 1). В остальных случаях такое регулирование осуществляется на аналогичных условиях предусмотренных Указом N 752, но опосредованно, то есть путем внесения Правительством РФ соответствующих изменений в его акты (п. 2), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - в нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия командирования (п. 4). Вместе с тем отдельного нормативного правового акта органа государственной власти Сахалинской области, принятого во исполнение п. 4 Указа N 752 и устанавливающего условия командирования, аналогичные условиям, предусмотренным п. 1 Указа N 752, в доступных нам источниках найти не удалось. Информацией о его возможной разработке и дальнейшем принятии, к сожалению, также не располагаем. Соответственно, поскольку Постановление N 558 не предусматривает выплату денежного вознаграждения (содержания) в двойном размере командированным на территорию ДНР сотрудникам, а другими нормативными правовыми актами Сахалинской области мы не располагаем, прийти к аналогичному выводу о выплате такого вознаграждения в период пребывания работников на данной территории, как в отношении суточных, мы не можем. В целях соблюдения работодателем действующего законодательства и избежания претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями к эмитенту Правительству Сахалинской области по применению изданного им нормативного правового акта во взаимосвязи с нормами Указа N 752.

В соответствии с частью второй ст. 166 ТК РФ и по смыслу преамбулы Постановления N 558 в рассматриваемой ситуации также применяется Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение)). Кроме этого, п. 6 Постановления N 558 прямо установлено, что вопросы возмещения расходов, связанных с командировками работников, не урегулированные данным постановлением, регулируются нормами трудового законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области. Согласно части первой ст. 166 ТК РФ работник направляется в служебную командировку на определенный срок. Пунктом 7 Положения предусмотрены варианты подтверждения фактического срока пребывания работника в месте командирования в зависимости от способа проезда в командировку и обратно. Так, фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки.

Если проезд работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы осуществлялся на основании письменного решения работодателя на транспорте, находящемся в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателю с приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта) (абзац 2 п. 7 Положения). Из приведенной нормы следует, что поездка на транспорте, принадлежащим третьему лицу, оформляется письменным решением работодателя, а фактический срок пребывания работника в месте служебной командировки определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки.

В ситуации, когда по тем или иным причинам проездные документы у работника отсутствуют, пребывание работника в месте командирования (то есть на территории ДНР) может быть подтверждено документами по найму жилого помещения либо квитанцией (талоном) или иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание гостиничных услуг в месте командирования (абзац 3 п. 7 Положения). Если у работника отсутствуют и проездные документы, и документы по найму жилого помещения либо иные документы, подтверждающие заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования, в целях подтверждения фактического срока пребывания в месте командирования работником представляются служебная записка и (или) иной документ о фактическом сроке пребывания работника в командировке, содержащий подтверждение принимающей работника стороны (организации либо должностного лица) о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки) (абзац 4 п. 7). Союз "или" в данной норме, на наш взгляд, указывает на то, что одного из указанных документов (служебной записки или документа с подтверждением принимающей стороны) может быть достаточно для обоснования факта пребывания работников в командировке на территории ДНР.

Таким образом, если у работников отсутствуют документы, подтверждающие проезд и проживание, они предоставляют служебную записку и (или) иной документ (смотрите также письмо Роструда от 19.10.2015 N 2450-6-1). Поскольку виды документов, подтверждающих срок пребывания работника в командировке, нормами трудового законодательства не установлены, перечень, а также необходимые реквизиты таких документов следует определить в учетной политике или ином локальном акте учреждения. В частности, это могут быть письмо принимающей стороны, служебная записка, иной документ (например, аналог бывшего командировочного удостоверения*(1)), содержащие отметку принимающей стороны о датах прибытия и убытия работников к месту командирования и обратно (в данном случае на территорию ДНР и обратно). В служебной записке работники, к примеру, могут отразить факт поездки на автомобильном транспорте к месту командирования и обратно, указав фамилию и имя водителя, который доставил работников непосредственно до места выполнения служебного поручения или места проживания, время начала и окончания проезда по территории ДНР. Также работодатель может предложить водителю подтвердить под подпись соответствующие сведения о совместной поездке, с указанными в вопросе работниками, на территорию ДНР и обратно. Достоверность указанных сведений работодатель оценивает самостоятельно.

К сожалению, официальных разъяснений, а также материалов судебной практики по рассматриваемому вопросу обнаружить не удалось. Обращаем внимание, что мы высказали свое мнение по вопросу, основанное на нашем субъективном понимании формулировок действующего законодательства. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Странцова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

27 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1595 в Положение внесены изменения, в соответствии с которыми с 08.01.2015 при направлении работника в служебную командировку не нужно оформлять командировочные удостоверения, служебные задания и отчеты о выполненной работе в командировке. Однако и запрета на их составление не установлено. Какие именно дополнительные документы и по каким формам должны составляться при командировках, каждый работодатель вправе решить для себя самостоятельно (смотрите подробнее Энциклопедию решений. Оформление служебной командировки (декабрь 2022)).