Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Как организовать воинский учет работодателю? Как встать на учет? Каковы штрафные санкции за его отсутствие в 2023 году?

Как организовать воинский учет работодателю? Как встать на учет? Каковы штрафные санкции за его отсутствие в 2023 году?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.

В обязанности организаций в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации входит в том числе осуществление воинского учета работников (выполнение работы по воинскому учету граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях) (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона N 61-ФЗ, подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

Воинский учет граждан осуществляется организациями по месту их работы. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители (п. 9 Положения, также смотрите п. 9 Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.), далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

При наличии в организации двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Согласно п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017, в каждой организации разрабатываются (ведутся):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям;
  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (примерная форма приведена в приложении N 17 к Методическим рекомендациям);
  • картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет (в Методических рекомендациях идет речь о личных карточках формы N Т-2, однако действующая сейчас Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700, предусматривает специальную форму для карточек, по которым в организациях осуществляется воинский учет призывников и военнообязанных. Это форма N 10, приведенная в приложении N 22 к Инструкции);
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета (приложение N 14 к Методическим рекомендациям);
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Как правило, в справочную информацию включаются распечатанные тексты нормативных правовых актов, на основании которых ведется воинский учет или которые связаны с воинским учетом, в том числе Федеральный конституционный закон "О военном положении"; Федеральный закон "Об обороне"; Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"; выписка из КоАП РФ об ответственности за нарушение гражданами правил воинского учета; Положение о воинском учете; Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; Положение о проведении военных сборов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333; Методические рекомендации; образцы документов воинского учета.

Из информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, следует, что при ежегодной сверке учетных данных все организации, расположенные на территории муниципального образования, обязаны предоставлять в местную Комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе карточку учета организации (форма N 18) (смотрите Пример заполнения Карточки учета организации (форма 18) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, октябрь 2022 г.).

Указанная карточка заверяется печатью и подписью руководителя организации и является основным ежегодным документом о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.

Согласно п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (смотрите письмо Минобороны России от 2 марта 2020 г. N 207/1/692);

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (смотрите подробнее Энциклопедию решений. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях).

За правонарушения в области воинского учета установлена административная ответственность.

Согласно нормам главы 21 КоАП РФ к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета может быть привлечен руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации:

  • за непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • за неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина 

Ответ прошел контроль качества 

5 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.