Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Должны ли соискатели самостоятельно вставать на воинский учет и уведомлять об этом своего работодателя? Является ли отсутствие военного билета, приписного основанием для отказа в трудоустройстве или для увольнения с работы? Какая ответственность работодателя за неувольнение сотрудника или за прием на работу без военного билета, приписного?

Должны ли соискатели самостоятельно вставать на воинский учет и уведомлять об этом своего работодателя? Является ли отсутствие военного билета, приписного основанием для отказа в трудоустройстве или для увольнения с работы? Какая ответственность работодателя за неувольнение сотрудника или за прием на работу без военного билета, приписного?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц. Какие-либо изменения в части ведения работодателем воинского учета работников, вступающие в силу с 1 марта 2023 г., в действующее законодательство не вносились. Сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Равно как и отсутствие у работника военного билета не является основанием для его увольнения. В таком случае работодателю следует направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять. 

Обоснование вывода:

Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ)).

Какие-либо изменения в части ведения работодателем воинского учета работников, вступающие в силу с марта 2023 г., в действующее законодательство не вносились.

В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти две категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, далее - Положение).

В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в п. 28 Положения названы:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство), - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.

Если соискатель относится к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ (призывник или военнообязанный), но для заключения трудового договора не предоставил документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу, необоснованным отказом в приеме на работу это не является (определения Кемеровского облсуда от 16.04.2019 N 33-4250/2019, Ленинградского облсуда от 21.11.2013 N 33-5385/2013). Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативно-правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с подп. "б" п. 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения Ленинского райсуда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, Вилючинского горсуда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель в соответствии с подп. "г" п. 30 Положения обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.

В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в 2-недельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять. Вручить гражданину, не состоящему на воинском учете, но обязанному состоять направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ). По мнению Минобороны России, изложенному в письме от 01.03.2019 N 315/4/1023, для этих целей применяется форма, утвержденная приказом Минобороны России, МВД России и ФМС России от 10.09.2007 N 366/789/197.

Следовательно, отсутствие у работника военного билета не является основанием для его увольнения. В таком случае работодателю следует направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.

Какой-либо ответственности работодателя за неувольнение работника (за прием на работу), не состоящего на воинском учете, законодательством не предусмотрено.

Согласно нормам главы 21 КоАП РФ к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета может быть привлечен руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации. В частности, за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, но не состоящих на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим 

Ответ прошел контроль качества 

10 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.