Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Необходимо определить среднесписочную численность сотрудников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно законодательству в нее не включаются сотрудники, отсутствующие на работе, но за которыми закреплено рабочее место, сотрудники, имеющие вредность. Как быть с дистанционными сотрудниками, которые числятся, например, в обособленном подразделении в Новосибирске, но при этом работают дистанционно из Барнаула?

Необходимо определить среднесписочную численность сотрудников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно законодательству в нее не включаются сотрудники, отсутствующие на работе, но за которыми закреплено рабочее место, сотрудники, имеющие вредность. Как быть с дистанционными сотрудниками, которые числятся, например, в обособленном подразделении в Новосибирске, но при этом работают дистанционно из Барнаула?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В среднесписочную численность для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов должны включаться работники обособленного подразделения Новосибирска, работающие из Барнаула. 

Обоснование позиции:

Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3% от среднесписочной численности работников (п. 1 ст. 13.2 закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закона о занятости)).

В соответствии с п. 2 ст. 13.2 Закона о занятости численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов РФ, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя (п. 3 ст. 13.2 Закона о занятости).

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, который определен приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 ноября 2022 г. N 872 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" и который не предполагает исключения дистанционных работников из среднесписочной численности.

Согласно п. 1 постановления Правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Новосибирской области, численность работников которых составляет 35 человек и более, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников.

При этом в соответствии с п. 6 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области, утвержденного постановлением правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п (далее - Порядок квотирования в Новосибирской области), работодатели самостоятельно рассчитывают квоту для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной величиной квоты.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются:

  • работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;
  • государственные служащие, должности которых относятся к должностям государственной гражданской службы, военной службы или государственной службы иных видов.

Таким образом, Порядок квотирования в Новосибирской области также не предполагает, что для исчисления квоты для приема на работу инвалидов должны быть исключены дистанционные работники.

Аналогичную позицию высказывают предоставили Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").

Однако необходимо отметить, что поскольку определение квоты для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ, то в других регионах может быть установлен иной порядок расчета квоты для приема на работу инвалидов, в том числе порядок учета дистанционных работников при расчете квоты.

Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, дистанционный работник, не занятый на территории города Москвы, не включается в среднесписочную численность при расчете квоты (смотрите также п. 37 Методических рекомендаций по вопросам исполнения работодателями города Москвы требований законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи от 10 августа 2018 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина 

Ответ прошел контроль качества 

13 февраля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.