Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В марте 2017 года был подписан отчет о проведении СОУТ в отношении рабочих мест организации. Экспертная организация, проводившая СОУТ, приложила к документам декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении части рабочих мест, на которых не были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы. Организация эту декларацию направила в инспекцию по труду, которая разместила ее на своем сайте. Прошло 5 лет с даты утверждения отчета СОУТ. Несчастных случаев и изменений условий труда в организации за это время на местах, указанных в декларации, не было. Есть ли необходимость по истечение 5 лет проводить очередную СОУТ на декларированных рабочих местах?

В марте 2017 года был подписан отчет о проведении СОУТ в отношении рабочих мест организации. Экспертная организация, проводившая СОУТ, приложила к документам декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении части рабочих мест, на которых не были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы. Организация эту декларацию направила в инспекцию по труду, которая разместила ее на своем сайте. Прошло 5 лет с даты утверждения отчета СОУТ. Несчастных случаев и изменений условий труда в организации за это время на местах, указанных в декларации, не было. Есть ли необходимость по истечение 5 лет проводить очередную СОУТ на декларированных рабочих местах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной при сохранении условий труда на соответствующем рабочем месте и отсутствии оснований для проведения внеплановой СОУТ. В этом случае необходимость проведения очередной специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест отсутствует. 

Обоснование вывода:

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте (далее - СОУТ) проводится не реже, чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ организацией, проводившей СОУТ, о чем последняя уведомляет работодателя в течение 3 рабочих дней со дня внесения сведений, с приложением копий подтверждающих документов (ч. 3 ст. 18 Закона N 426-ФЗ).

Часть 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ устанавливает, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, кроме рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя (далее - территориальный орган Роструда).

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Таким образом, учитывая сохранение условий труда и отсутствие несчастных случаев на производстве на декларированных рабочих местах, а также соблюдение сроков проведения СОУТ (смотрите разъяснения Роструда: вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3), декларация бессрочна и необходимость в проведении очередной СОУТ в отношении этих рабочих мест отсутствует. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серебрякова Эльвира 

Ответ прошел контроль качества 

14 февраля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.