Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В бухгалтерию автономного учреждения работником был представлен больничный лист по беременности и родам. При формировании в бухгалтерской программе расчета среднедневного заработка (для представления в фонд социального страхования и последующей выплаты фондом работнику указанного больничного листа) произошла техническая ошибка (по причине некорректного автоматизированного переноса данных при переходе с необслуживаемой версии на актуальную), в результате которой среднедневной заработок автоматически был ошибочно рассчитан в разы больше, а также в разы больше, чем установленный фондом максимальный размер среднедневного заработка, в связи с этим произошла переплата работнику по больничному листу. Должен ли был фонд затребовать с учреждения дополнительные сведения для подтверждения указанной в расчете завышенной суммы?

В бухгалтерию автономного учреждения работником был представлен больничный лист по беременности и родам. При формировании в бухгалтерской программе расчета среднедневного заработка (для представления в фонд социального страхования и последующей выплаты фондом работнику указанного больничного листа) произошла техническая ошибка (по причине некорректного автоматизированного переноса данных при переходе с необслуживаемой версии на актуальную), в результате которой среднедневной заработок автоматически был ошибочно рассчитан в разы больше, а также в разы больше, чем установленный фондом максимальный размер среднедневного заработка, в связи с этим произошла переплата работнику по больничному листу. Должен ли был фонд затребовать с учреждения дополнительные сведения для подтверждения указанной в расчете завышенной суммы?

В соответствии с подп. "б" п. 22, п. 23 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010, страхователь направляет в ФСС следующие сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам:
- сведения о дате начала отпуска по беременности и родам;
- сведения о продолжительности страхового стажа застрахованного лица на день наступления отпуска по беременности и родам;
- сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации, за расчетный период у данного страхователя и (или) у другого страхователя (других страхователей), если в расчетном периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя (других страхователей), с разбивкой по годам расчетного периода;
- сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись, в расчетном периоде у данного страхователя и (или) у другого страхователя (других страхователей), если в расчетном периоде застрахованное лицо работало у другого страхователя (других страхователей);
- сведения о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде на основании заявления застрахованного лица;
- сведения о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий;
- сведения о продолжительности рабочего времени застрахованного лица - в случае, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня).
Сведения размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности. При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя.
Согласно п. 44 Правил в целях проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователем для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, а также сведений и документов, представленных застрахованным лицом для назначения и выплаты ему пособий, страховщик вправе осуществлять формирование и направление соответствующих запросов в ПФР и в ФНС, в том числе и о заработной плате застрахованного лица и об иных выплатах и вознаграждениях в его пользу у соответствующего страхователя.
Запрашивание подтверждающих документов непосредственно у страхователя не осуществляется.
В отношении ранее действовавшего порядка осуществления прямых выплат ФСС в рамках пилотного проекта Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, предусматривало в пункте 7, что в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение пяти рабочих дней со дня их получения направлял (вручал) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) извещение о представлении недостающих документов или сведений по форме, утверждаемой Фондом. Недостающие документы или сведения представлялись страхователем в территориальный орган Фонда в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения. Если ошибок не усматривалось, ФСС перечислял пособие на расчетный счет застрахованного лица (п. 8 Правил), однако это не мешало в случае выявления ошибок в более поздний период (например, при проверке) взыскать с виновного в предоставлении ошибочных сведений лица или организации соответствующие суммы понесенного бюджетом ущерба.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

14 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.