Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Сотрудник находится в очередном отпуске с 24.08.2022 по 30.09.2022. В связи с Указом Президента о частичной мобилизации 22.09.2022 его призвали на военную службу. Должна ли организация произвести удержание отпускных в связи с приостановлением трудового договора за период с 22.09.2022 по 30.09.2022? Должен ли сотрудник писать заявление на удержание?

Сотрудник находится в очередном отпуске с 24.08.2022 по 30.09.2022. В связи с Указом Президента о частичной мобилизации 22.09.2022 его призвали на военную службу. Должна ли организация произвести удержание отпускных в связи с приостановлением трудового договора за период с 22.09.2022 по 30.09.2022? Должен ли сотрудник писать заявление на удержание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не предусмотрено удержание отпускных при приостановлении трудового договора, следовательно, удержать отпускные работодатель не должен.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу трудовой договор с ним подлежит прекращению. В силу п. 1 ст. 1 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу является одним из элементов воинской обязанности граждан РФ. Однако призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы по мобилизации как другие элементы воинской обязанности поименованы уже в другом пункте той же статьи - смотрите п. 2 ст. 1 Закона N 53-ФЗ. Таким образом, Закон N 53-ФЗ явно разграничивает понятия призыва на военную службу и призыва на военную службу по мобилизации. В п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ указывается на необходимость прекращения трудового договора в случае призыва работника на военную службу, призыв на военную службу по мобилизации в данной норме прямо не поименован.
Правительство РФ 22.09.2022 постановлением N 1677 дополнило Особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 N 511) новым пунктом, согласно которому действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с гражданами РФ, призванными на военную службу по мобилизации, приостанавливается. При этом прекращение указанных трудовых договоров и служебных контрактов по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой ст. 83 ТК РФ и пунктом 1 части 1 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе, не допускается.
Минтруд России в письме от 27.09.2022 N 14-6/10/В-13042 (далее - Письмо от 27.09.2022) указал, что для приостановления трудового договора работодатель издает приказ о приостановлении трудового договора*(1). Заключение соглашения с работником для этого не нужно.
На основании приказа работодатель производит все выплаты, причитающиеся работнику на данный момент, включая заработную плату за все отработанные, но еще не оплаченные дни, не дожидаясь даты выплаты зарплаты, а также иные выплаты, предусмотренные трудовым договором, коллективным договором, соглашением сторон социального партнерства (например, оплата командировочных расходов, единовременные поощрительные и другие выплаты, в том числе в связи с праздничными днями и юбилейными датами, оплата питания, материальная помощь, дополнительные денежные суммы при предоставлении работникам ежегодного отпуска, оплата учебного отпуска и другие). В большем объеме выплаты производятся по решению работодателя. Кроме того, позднее работникам могут быть выплачены премии и другие выплаты, производимые в организации по результатам работы за определенный период (например, премия по итогам квартала, года). В указанном письме чиновники также отметили, что компенсация за неиспользованные дни отпуска свыше 28 календарных дней может производиться по заявлению работника в соответствии с законодательством. То есть компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в порядке, предусмотренном ст. 126 ТК РФ: часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Отметим, что Проектом федерального закона N 112293-8 планируется дополнить ТК РФ статьей 351.7, согласно которой не позднее дня приостановления действия трудового договора работодатель выплачивает работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора.
В силу ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
- для возврата сумм (в том числе зарплаты), излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также при невыполнении по вине работника норм труда или простое по вине работника (вина работника должна быть признана органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров);
- для возврата заработной платы, излишне выплаченной работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом;
- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (за исключением отдельных оснований увольнения, при которых удержание не производится).
Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия работника из заработной платы работника, предусмотренный ст. 137 ТК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Законодательством также не предусмотрено удержание отпускных при приостановлении трудового договора. Следовательно, при приостановлении трудового договора удержать отпускные работодатель не должен. Основания для написания работником заявления на удержание отпускных, равно как и добровольный возврат отпускных за 8 дней отпуска (с 22.09.2022 по 30.09.2022), по нашему мнению, отсутствуют.

К сведению:
Период приостановления трудового договора будет засчитываться в отпускной стаж, соответствующие изменения планируют внести в часть первую ст. 121 ТК РФ. В этой связи, полагаем, целесообразно время отсутствия мобилизованного сотрудника отмечать в табеле учета рабочего времени. Специального кода для такой ситуации ни в постановлении Госкомстата от 05.01.2004 N 1, ни в приказе Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н) нет*(2). В приложении N 5 к Приказу N 52н указаны условные обозначения, применяемые при заполнении Табеля (ф. 0504421). При этом отмечено, что учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

29 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рекомендуем: Примерную форму заявления работника о приостановлении действия трудового договора в связи с призывом его на военную службу по мобилизации (поступлением на военную службу по контракту, заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации).
*(2) Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". Настоящий приказ применяется органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2015 года (п. 6 Приказа N 52н).