Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Внешний совместитель - медработник написал заявление на перерасчет заработной платы в связи с тем, что имеет квалификационную категорию. При трудоустройстве документы, подтверждающие квалификационную категорию, предоставлены не были. В учреждении работник работает более 3 лет. За какой период необходимо сделать перерасчет?

Внешний совместитель - медработник написал заявление на перерасчет заработной платы в связи с тем, что имеет квалификационную категорию. При трудоустройстве документы, подтверждающие квалификационную категорию, предоставлены не были. В учреждении работник работает более 3 лет.
За какой период необходимо сделать перерасчет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодателю следует произвести перерасчет заработной платы работнику со дня приема работника на работу на основании издания приказа о присвоении квалификационной категории.

Обоснование позиции:
Право на вознаграждение за труд является одним из конституционных прав граждан РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы зафиксировано и в части первой ст. 21 ТК РФ. В свою очередь, на работодателя возложена корреспондирующая указанному праву обязанность по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (части второй ст. 22 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть первая ст. 144 ТК РФ). А часть пятая ст. 144 предписывает учитывать при установлении систем оплаты труда в том числе рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с п. 8 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол N 11) (далее - Рекомендации), в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от квалификационной категории, то право на его изменение при установлении или присвоении квалификационной категории возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией*(1).
Пунктом 1.4 положения о порядке и условиях введения отраслевых систем оплаты труда работников государственных органов Еврейской автономной области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Еврейской автономной области, и работников областных государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Еврейской автономной области от 14.10.2008 N 289-пп (далее - Положение N 289-пп), установлено, что системы оплаты труда работников, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Еврейской автономной области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Согласно п. 4.1 Положения N 289-пп к выплатам стимулирующего характера, направленным на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу, относятся:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
2) выплаты за качество выполняемых работ;
3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
4) премиальные выплаты по итогам работы;
5) иные выплаты (за специфику работы, классность водителям, доплата за звание, молодым специалистам и другие выплаты, определяемые отраслевыми положениями по оплате труда).
Виды выплат стимулирующего характера, их предельные размеры устанавливаются отраслевыми положениями по оплате труда в соответствии с вышеприведенным перечнем видов выплат стимулирующего характера (п. 4.2 Положения N 289-пп).
Порядок оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области, установлен Положением о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области, утвержденным постановлением Правительства Еврейской автономной области от 12.10.2010 N 366-пп (далее - Положение N 366-пп).
Согласно п. 14 Положения N 366-пп размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором или локальными нормативными актами учреждения по согласованию с управлением.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.11.2021 N 1083н (далее - Порядок).
Как следует из п. 16, 32, 34 Порядка, решение экспертной группы о присвоении специалисту квалификационной категории оформляется протоколом заседания, который в течение пяти календарных дней с момента подписания направляется в комитет, осуществляющий организацию деятельности аттестационной комиссии (далее - Комитет), созданной органом государственной власти или организацией в соответствии с п. 10 Порядка.
Комитет не позднее девяноста календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет на утверждение проект акта органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий (п. 35 Порядка). Орган государственной власти или организация, создавшие аттестационную комиссию, не позднее ста десяти календарных дней со дня регистрации документов издают акт о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационной категории (п. 36 Порядка). Согласно п. 5 Порядка квалификационные категории, присвоенные специалистам, действительны в течение пяти лет со дня издания акта об их присвоении.
Из приведенных норм следует, что квалификационная категория действует именно со дня издания распорядительного акта о ее присвоении органом государственной власти или организацией, создавших аттестационную комиссию (например, приказа о ее присвоении). При этом возможность реализации работником права на получение заработной платы с учетом присвоенной категории не ставится законодателем в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, например, от момента выдачи работнику на руки удостоверения о повышении квалификации или от момента предоставления работником этого документа работодателю. Также трудовое законодательство не содержит норм, которые указывали бы на утрату работником права на указанные выплаты по прошествии какого-либо срока.
Специалисты Роструда считают, что работодатель обязан производить начисление надбавки за квалификационную категорию с момента предоставления работником соответствующего документа, подтверждающего право на получение указанной надбавки, и оформления соответствующего изменения условий трудового договора в части размера заработной платы работника (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Судебная практика по данному вопросу противоречива. Некоторые суды придерживаются той же позиции, что и Роструд. Они мотивируют это тем, что документы не были предоставлены при трудоустройстве (решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 30.01. 2017 по делу N 2-1750/2017, решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2021 по делу N 2-1474/2021). Другие суды занимают противоположную позицию, указывая, что после предоставления работодателю таких документов необходимо произвести перерасчет заработной платы с учетом наличия у работника квалификационной категории по должности процентов за задержку выплат (смотрите, например, решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 11.04.2022 по делу N 2-95/2022; решение Бийского городского суда Алтайского края от 04.06.2018 по делу N 2-1945/2018, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24.03.2017 по делу N 2-1682/2017).
Учитывая противоречивую судебную практику и принимая во внимание п. 8 Рекомендаций, полагаем, что безопаснее не следовать разъяснениям Роструда.
Таким образом, мы полагаем, что работодателю следует произвести перерасчет заработной платы работнику со дня приема работника на работу на основании издания приказа о присвоении квалификационной категории.
В то же время отметим, что работодатель самостоятельно принимает решение о добровольном исполнении требований сотрудника. В случае неисполнения требований работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в порядке ст. 392 ТК РФ. Частью второй ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока ее выплаты, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы, причитающейся работнику при увольнении.
Хотя формально у работодателя и сохраняется обязанность по выплате работнику сумм, относящихся к его заработной плате, независимо от того, сколько времени прошло с момента, когда они должны были быть выплачены, фактически у работодателя есть законная возможность частично уклониться от исполнения этой своей обязанности (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 20.03.2018 по делу N 33-1110/2018)*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

21 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обратите внимание, что Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы (п. 1 Рекомендаций). И учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений (п. 2 Рекомендаций).
*(2) Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Взыскание с работодателя задолженности по заработной плате в судебном порядке;
- Энциклопедия решений. Последствия несвоевременной выплаты заработной платы.