Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право На каком основании можно уволить государственного служащего, принятого с испытательным сроком, если он ведет себя не этично с коллегами, создает конфликтные ситуации, из-за которых могут уволиться другие сотрудники (при этом свои должностные обязанности по занимаемой должности выполняет хорошо)?

На каком основании можно уволить государственного служащего, принятого с испытательным сроком, если он ведет себя не этично с коллегами, создает конфликтные ситуации, из-за которых могут уволиться другие сотрудники (при этом свои должностные обязанности по занимаемой должности выполняет хорошо)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сотрудник может быть уволен до окончания испытательного срока по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, если факт неудовлетворительного результата прохождения испытания будет установлен представителем нанимателя. Привлечение гражданского служащего к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований к поведению гражданского служащего в период испытательного срока также может свидетельствовать о его профессиональной непригодности. Сотрудник может быть уволен в период испытательного срока по другим основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ Так, представитель нанимателя может наложить на сотрудника дисциплинарное взыскание в виде увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ за несоблюдение требований к служебному поведению, если он уже привлекался к дисциплинарному взысканию ранее.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ). При этом представитель нанимателя должен указать при увольнении гражданского служащего причины, послужившие основанием для признания его не выдержавшим испытание.
Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд (ч. 8 ст. 27 Закона N 79-ФЗ). В случае спора представителю нанимателя необходимо предоставить доказательства факта неудовлетворительного результата прохождения испытательного срока. Однако каких-либо критериев профессиональной пригодности или непригодности гражданского служащего на законодательном уровне не закреплено. Отсутствует в законодательстве и перечень документов, подтверждающих неудовлетворительные результаты испытания гражданского служащего. На практике таковыми могут быть комиссионные акты, составленные по фактам ненадлежащего исполнения сотрудником своих обязанностей, недостойного поведения на работе или в быту, заключения служебных проверок, служебные записки, свидетельские показания и т.п. Полагаем, что для правового обоснования увольнения не имеет значения, кто является инициатором служебных проверок: непосредственный руководитель гражданского служащего или представитель нанимателя. Главное, чтобы негативные результаты прохождения испытательного срока были задокументированы. Привлечение гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в период испытательного срока также может свидетельствовать о его профессиональной непригодности, если, конечно, соблюден порядок применения дисциплинарного наказания (ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 14.03.2017 по делу N 33-818/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11.04.2016 по делу N 33-1775/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 04.08.2015 по делу N 33-3211/2015, апелляционное определение Рязанского областного суда от 26.02.2014 N 33-415).
Отметим, что в качестве самостоятельного основания расторжение служебного контракта в связи с неудовлетворительными результатами испытания в ст. 37 Закона N 79-ФЗ не поименовано. В подобном случае служебный контракт расторгается по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 25.02.2015 по делу N 33-631/2015). Если же во время испытательного срока у представителя нанимателя есть основания для применения к сотруднику такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, то ничто не препятствует представителю нанимателя уволить его с гражданской службы по основаниям, установленным ст. 37 Закона N 79-ФЗ, так как в период испытания на гражданского служащего в полной мере распространяются положения Закона N 79-ФЗ, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе (ч. 4 ст. 27 Закона N 79-ФЗ).
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Согласно ст. 57 Закона N 79-ФЗ на гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии или увольнения с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а"-"г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона N 79-ФЗ. Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
Согласно ст. 18 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Общие принципы служебного поведения государственных служащих утверждены указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (далее - Общие принципы). Согласно п. 2 Общих принципов поведения гражданские служащие призваны в том числе соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа. Аналогичные положения содержатся и в п. 9 Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, утвержденного приказом Федеральной службы государственной статистики от 20.10.2016 N 669 (далее - Кодекс). При этом, как следует из п. 27 Кодекса, соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса учитывается в том числе при наложении дисциплинарных взысканий.
Как показывает судебная практика, нарушение требований к служебному поведению государственного служащего признается дисциплинарным проступком, что может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания на гражданского служащего (смотрите кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10.02.2011 по делу N 33-2314, определение Московского городского суда от 21.03.2012 N 4г/6-1806). В случае неоднократного нарушения требований к служебному поведению гражданский служащий может быть уволен на основании п. 2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.06.2018 по делу N 2-1439/2018).
Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по данному вопросу, окончательное же решение о законности увольнения гражданского служащего может дать только суд с учетом всех обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

4 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.