Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В организации введен режим ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы - вахта. Период вахты - с 03.02.2022 по 17.02.2022. Сотрудник (младший медицинский персонал) отработал с 03.02.2022 по 05.02.2022. У работника была выявлена коронавирусная инфекция, с 06.02.2022 он был отправлен домой. Сохраняется ли за этим работником и за остальными сотрудниками, которые продолжили работать, право на специальную социальную выплату за все дни вахты?

В организации введен режим ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы - вахта. Период вахты - с 03.02.2022 по 17.02.2022. Сотрудник (младший медицинский персонал) отработал с 03.02.2022 по 05.02.2022. У работника была выявлена коронавирусная инфекция, с 06.02.2022 он был отправлен домой. Сохраняется ли за этим работником и за остальными сотрудниками, которые продолжили работать, право на специальную социальную выплату за все дни вахты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Дни вахты с 06.02.2022 не должны учитываться для осуществления специальной социальной выплаты как для медицинского работника, у которого выявлена коронавирусная инфекция, так и для остальных медицинских работников, продолжающих работать на вахте.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление N 1762) специальная социальная выплата осуществляется в том числе медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подп. "б" п. 2).
Отвечая на вопрос о категориях медицинских и иных работников медорганизаций, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, связанной с оказанием медпомощи больным COVID-19, Верховный Суд РФ также отметил, что из содержания п. 2 постановления N 1762 следует, что право на получение специальной соцвыплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В п. 4 разъяснений по применению Постановления N 1762, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.12.2020 N 894н (далее - Разъяснения), в качестве примеров приведены случаи, при которых медицинские работники, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), могут контактировать с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. На наш взгляд, правовая конструкция данной нормы позволяет утверждать, что указанные в ней случаи не являются исчерпывающими и приводятся для наглядного примера ситуаций, при которых возможен контакт медицинского работника с "ковидными" пациентами. В противном случае п. 4 Разъяснений ограничивал бы применение подп. "б" п. 2 Постановления N 1762 конкретно определенными ситуациями, что напрямую не следует из данного пункта.
Следовательно, медицинские работники, которые просто контактируют с больными COVID по роду своей деятельности, не оказывая им при этом медицинской помощи, тоже имеют право на получение специальной социальной выплаты. В этом случае для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей (п. 4 Разъяснений).
В то же время анализ нормы подп. "б" п. 2 Постановления N 1762 и п. 4 Разъяснений позволяет прийти к выводу о том, что право на социальные выплаты возникает тогда, когда контакт медицинского работника с лицом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был обусловлен необходимостью осуществления в отношении этого лица каких-либо действий, которые входят в должностные обязанности этого медицинского работника, но не связаны с оказанием такому пациенту медицинской помощи по диагностике и лечению именно коронавирусной инфекции.
В целях осуществления социальной выплаты "контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей", по нашему мнению, нельзя считать любого медицинского работника, который случайно оказывается в непосредственной близости к ковидному лицу, контакт с таким лицом должен сопровождаться какими-то действиями медицинского работника, которые он должен совершать в отношении него в рамках своей трудовой функции.
В рассматриваемой ситуации у медицинского работника период вахты с 03.02.2022 по 17.02.2022. Во время вахты с 03.02.2022 по 05.02.2022 он выполнял свои трудовые обязанности, а потом у него выявлена коронавирусная инфекция, и с 06.02.2022 он был отправлен с вахты домой.
Поэтому, полагаем, дни вахты с 06.02.2022 не должны учитываться для осуществления специальной социальной выплаты как для медицинского работника, у которого выявлена коронавирусная инфекция, так и для остальных медицинских работников, продолжающих работать на вахте, поскольку не контактируют с больным COVID по роду своей деятельности.
Подчеркнем, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Судебную практику по аналогичной ситуации нам обнаружить не удалось. Мы не исключаем, что наше мнение может не совпадать с позицией контролирующих органов, поэтому за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://mintrud.gov.ru/reception/form).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

25 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.