Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В 2015 году по результатам проведения специальной оценки условий труда рабочего места работника архива установлен класс 3.1 (вредные условия труда). Сотрудник получает доплату за вредность (денежная компенсация за молоко), установленную распоряжением (в трудовом договоре это не указано). В 2020 году после прохождения специальной оценки условий труда этого же рабочего места установлен класс 2 (безопасные). Возможно ли продолжать выплату компенсации за молоко, или нужно отменить распоряжение?

В 2015 году по результатам проведения специальной оценки условий труда рабочего места работника архива установлен класс 3.1 (вредные условия труда). Сотрудник получает доплату за вредность (денежная компенсация за молоко), установленную распоряжением (в трудовом договоре это не указано). В 2020 году после прохождения специальной оценки условий труда этого же рабочего места установлен класс 2 (безопасные). Возможно ли продолжать выплату компенсации за молоко, или нужно отменить распоряжение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку условия труда на рабочем месте работника архива по результатам проведенной специальной оценки признаны безопасными (2 класс), работодатель должен отменить предоставление указанных в вопросе гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. При этом для отмены выдачи молока требуется также соответствующее согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя).

Обоснование вывода:
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2). Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Таким образом, деятельность муниципального служащего направлена на обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления как органа публичной власти.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация - это орган местного самоуправления, причем его наличие в муниципальном образовании обязательно (чч. 1, 2 ст. 34). Согласно ч. 7 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица и в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ является муниципальным казенными учреждением.
Из приведенных норм следует, что сотрудники местной администрации как органа местного самоуправления, исполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий местного органа самоуправления, являются муниципальными служащими (за исключением лиц, замещающих муниципальные должности (ч. 2 ст. 1 Закона N 25-ФЗ)).
Согласно части седьмой ст. 11 ТК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (ст. 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
В соответствии со ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ).
Как следует из части четвертой ст. 219 ТК РФ, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не устанавливаются работникам в случае обеспечения на их рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда.
Улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (например, был 3.2, стал 3.1) (смотрите письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601).
Согласно разъяснениям специалистов Роструда, приведенным в письме от 21.08.2015 N ТЗ/18930-3-3, причина уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте не имеет правового значения для решения вопроса о возможности изменить уровень предоставляемых работнику гарантий и компенсаций. Даже если класс (подкласс) снизился в результате изменения методики проведения оценки без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, это признается улучшением условий труда работника и является основанием для пересмотра (отмены) предоставляемых работнику гарантий и компенсаций.
В рассматриваемом случае по результатам СОУТ условия труда работника архива признаны безопасными (2 класс), и, следовательно, ему не полагаются ранее предоставляемые по результатам СОУТ гарантии и компенсации за вредность, указанные в вопросе*(1).
При этом обращаем внимание на то, что для прекращения бесплатной выдачи молока работодателю, помимо результатов проведения СОУТ, необходимо также согласие на это первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии) (смотрите п. 13 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 N 45н, а также ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.).

К сведению:
Трудовое законодательство не ограничивает работодателей, не финансируемых из бюджета, в возможности принимать решения о выплате работникам различных надбавок, в том числе не предусмотренных действующим законодательством. Однако следует учитывать, что условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора работника, которые указываются в трудовом договоре в обязательном порядке (ст. 22, 57 ТК РФ). Соответственно, после проведения СОУТ в 2015 году работодатель обязан был включить в трудовой договор условие о гарантиях и компенсациях за работу с вредными условиями труда и предоставлять их до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. После проведения СОУТ в 2020 году, так как работнику не полагаются ранее предоставляемые по результатам СОУТ гарантии и компенсации за вредность, работодатель должен был отменить предоставление указанных в вопросе гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договорами, или иными федеральными и региональными законами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

4 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Законодательством не установлен какой-либо срок, с которого работодателю следует отменить гарантии и компенсации за вредность, в случае отсутствия вредных факторов, подтвержденного результатами СОУТ.