Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Вправе ли работодатель (ФБУ) применять к работникам меры материального стимулирования, включающие как уменьшение, так и увеличение размера стимулирующих выплат, в связи с уклонением работников от вакцинации от COVID-19?

Вправе ли работодатель (ФБУ) применять к работникам меры материального стимулирования, включающие как уменьшение, так и увеличение размера стимулирующих выплат, в связи с уклонением работников от вакцинации от COVID-19?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер стимулирующей выплаты, предусмотренной системой оплаты труда, определяется в зависимости от результатов труда работника по итогам соответствующего периода. Работодатель не вправе уменьшить размер стимулирующей выплаты при уклонении работников от вакцинации от COVID-19. Трудовое законодательство предусматривает лишь возможность включить условие о дополнительных выплатах работникам, поставившим прививку против COVID-19, в коллективный договор или локальный нормативный акт.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в настоящее время трудовое законодательство не предусматривает предоставление дополнительных выплат тем работникам, которые вакцинировались против COVID-19.
Вместе с тем Минтруд России в своем письме от 07.06.2021 N 14-4/10/П-4243, ссылаясь на положения статей 8, 22, 41 ТК РФ, указывает на возможность работодателя устанавливать повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительных выплат работникам, принимающим участие в мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, в коллективном договоре, локальном нормативном акте с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Соответственно, работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре или локальном нормативном акте предоставление дополнительных выплат работникам, поставившим прививку против COVID-19 (смотрите также ответ 1, ответ 2, ответ 3 специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Что же касается возможности работодателя уменьшить размер стимулирующих выплат в связи с уклонением работников от вакцинации от COVID-19, то следует отметить следующее.
Вопросы премирования работников регулируются статьями 57, 129, 135 ТК РФ.
Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Таким образом, трудовой договор с работником должен содержать условия оплаты труда.
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Соответственно, премия, как стимулирующая выплата является составной частью заработной платы и должна быть поименована в трудовом договоре работника.
Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 ТК РФ).
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение N 583).
Согласно п. 1 Положения N 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением.
Пунктом 2 Положения N 583 установлено, что системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются, в частности, с учетом перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 818 (далее - Приказ N 818) (смотрите Приложение N 1). Согласно п. 2 Приложения N 2 к Приказу N 818 к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Такие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Иными словами, выплата стимулирующей премии должна быть обусловлена трудовой деятельностью работника. Установление такого критерия для начисления стимулирующей выплаты, как наличие или отсутствие прививки против COVID-19, по нашему мнению, не будет соответствовать правовой природе стимулирующей выплаты.
Кроме того, в трудовом законодательстве порядок оформления лишения или снижения премии не установлен. Поскольку сама система премирования регулируется на уровне локальных нормативных актов, лишение или снижение премии тоже должно опираться на положения соответствующих локальных актов. Так, если работодатель в рамках локального нормативного регулирования и договорных отношений с работником взял на себя обязательства по выплате премий при определенных условиях, то выполнение данных условий создает у работодателя обязанность по выплате такой премии. Лишить выплаты премии или выплатить их в неполном размере работодатель вправе только в том случае, если работник не выполнит критерии их начисления (смотрите, например, ответ 4, ответ 5, ответ 6, ответ 7 специалистов Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ", определение Восьмого КСОЮ от 03.03.2020 N 8Г-357/2020-(8Г-4447/2019), определение Московского городского суда от 28.09.2020 N 33-35313/2020).
Следовательно, полагаем, что уменьшить размер стимулирующей выплаты при уклонении работников от вакцинации от COVID-19 работодатель не вправе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

29 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.