Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в частности в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), которые вступили в силу 01.07.2021. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: "7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". Также в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. 29 января 2020 года в Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике на должность, относящуюся к муниципальной службе, был принят гражданин, имеющий вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации и являющийся гражданином Республики Беларусь (паспорт серии РР, принят на консульский учет) без допуска к государственной тайне. 05.11.2020 указанный работник приобрел гражданство Российской Федерации без выхода из гражданства Республики Беларусь, уведомил об этом работодателя в письменной форме. Подлежит ли увольнению указанный работник в связи с изменениями, внесенными в Закон N 25-ФЗ? Если да, то в соответствии с какой статьей ТК РФ? Если нет, то на каком основании?

Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в частности в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), которые вступили в силу 01.07.2021. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: "7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". Также в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. 29 января 2020 года в Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике на должность, относящуюся к муниципальной службе, был принят гражданин, имеющий вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации и являющийся гражданином Республики Беларусь (паспорт серии РР, принят на консульский учет) без допуска к государственной тайне. 05.11.2020 указанный работник приобрел гражданство Российской Федерации без выхода из гражданства Республики Беларусь, уведомил об этом работодателя в письменной форме. Подлежит ли увольнению указанный работник в связи с изменениями, внесенными в Закон N 25-ФЗ? Если да, то в соответствии с какой статьей ТК РФ? Если нет, то на каком основании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник, являющийся гражданином Республики Беларусь, увольнению с муниципальной службы не подлежит.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 7 части первой ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации сотрудник является гражданином РФ и Республики Беларусь.
Стоит отметить, что, по нашему мнению, указанная статья Закона N 25-ФЗ является специальной (уточняющей) нормой закона по отношению к ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в которой говорится, что иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе.
Поскольку на работу был принят гражданин Республики Беларусь, то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" (ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ) граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними (п. 5 ст. 14 Договора).
В соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.1998, ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) гражданам России и Белоруссии предоставляются равные права на трудоустройство, оплату труда и на другие социально-правовые гарантии на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь.
Более того, в настоящее время действует Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС). Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ. Текст Договора опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 января 2015 г. Одним из участников указанного союза является и Республика Беларусь.
Так, граждан указанного союза работодатели вправе принимать на работу без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В соответствии с п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.
Таким образом мы приходим к выводу, что граждане Республики Беларусь имеют право на осуществление трудовой деятельности в России наравне с гражданами РФ и имеют право находиться на муниципальной службе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Новикова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

23 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.