Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В Тюменской области вышло постановление главного государственного санитарного врача от 18.10.2021 N 8, в соответствии с которым работодателям необходимо обеспечить отстранение от работы с 12.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции. Чтобы с 12.11.2021 отстранять от работы работников учреждения здравоохранения, отказавшихся от прививки, необходимо ли направлять заранее в Роспотребнадзор список данных работников, чтобы в отношении них вынесли постановление (либо иной нормативный акт)? Верно ли, что на основании данного нормативного акта Роспотребнадзора работодатель обязан отстранить работников от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия (подп. 6 п. 1 ст. 51, ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)? Или для работодателя как основание достаточно только постановления от 18.10.2021 N 8? Имеет ли работодатель право на основании постановления от 18.10.2021 N 8 требовать с работника заявление, в котором работник собственноручно укажет, что у него есть или отсутствуют какие-либо подтверждающие документы (сертификат о вакцинации COVID-19, сертификат переболевшего COVID-19, медицинский отвод, или в этом заявлении он напишет отказ от прививки), с приложением данных документов? В соответствии с п. 7.3 постановления от 18.10.2021 N 8 лиц, имеющих медицинские противопоказания, необходимо перевести на дистанционный режим работы. Как быть с теми работниками, которые имеют противопоказания, но занимают такие должности, работа на которых дистанционно не осуществляется (врач, медсестра, санитарка, уборщик)?

В Тюменской области вышло постановление главного государственного санитарного врача от 18.10.2021 N 8, в соответствии с которым работодателям необходимо обеспечить отстранение от работы с 12.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции. Чтобы с 12.11.2021 отстранять от работы работников учреждения здравоохранения, отказавшихся от прививки, необходимо ли направлять заранее в Роспотребнадзор список данных работников, чтобы в отношении них вынесли постановление (либо иной нормативный акт)? Верно ли, что на основании данного нормативного акта Роспотребнадзора работодатель обязан отстранить работников от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия (подп. 6 п. 1 ст. 51, ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)? Или для работодателя как основание достаточно только постановления от 18.10.2021 N 8? Имеет ли работодатель право на основании постановления от 18.10.2021 N 8 требовать с работника заявление, в котором работник собственноручно укажет, что у него есть или отсутствуют какие-либо подтверждающие документы (сертификат о вакцинации COVID-19, сертификат переболевшего COVID-19, медицинский отвод, или в этом заявлении он напишет отказ от прививки), с приложением данных документов? В соответствии с п. 7.3 постановления от 18.10.2021 N 8 лиц, имеющих медицинские противопоказания, необходимо перевести на дистанционный режим работы. Как быть с теми работниками, которые имеют противопоказания, но занимают такие должности, работа на которых дистанционно не осуществляется (врач, медсестра, санитарка, уборщик)?

Прежде всего отметим, что, по нашему мнению, вакцинация является обязательной для работников не всех перечисленных в соответствующем постановлении регионального главного санитарного врача сфер, а только тех, работа которых упомянута в постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 N 825*(1). Отстранение таких сотрудников производится работодателем самостоятельно путем издания распоряжения в произвольной форме и ознакомления с ним тех работников, которых оно касается, с проставлением в табеле учета рабочего времени соответствующей отметки*(2). Соответственно, для остальных работников отсутствие у них документа о вакцинации не является основанием для их отстранения от работы или недопуска к ней.
Временному отстранению на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей в связи с особенностями производства или выполняемой работой также подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний (в том числе коронавируса), если они могут явиться источниками их распространения, лица, больные такими заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, а также граждане, находившиеся в контакте с ними. Также руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено полномочие давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывшим в контакте с больными инфекционным заболеванием*(3). Факт отсутствия вакцинации сам по себе не является основанием для вынесения соответствующего постановления и, соответственно, издания на основании него приказа об отстранении работодателем.
Работник не обязан сообщать работодателю сведения о состоянии своего здоровья, за исключением прямо предусмотренных законом случаев*(4). Однако в отсутствие сведений о вакцинации работодатель вправе считать, что сотрудником она не пройдена, со всеми вытекающими их этого правовыми последствиями. Описанную в вопросе информацию работник вправе представить добровольно.
Статьей 312.9 ТК РФ предусмотрена возможность перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в одностороннем порядке в том числе в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.
В то же время, как видно из установленного частью первой ст. 312.1 ТК РФ определения дистанционной работы, она предполагает выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования. Соответственно, дистанционно может выполняться не любая работа, а только та, характер которой позволяет ее выполнение вне стационарного подконтрольного работодателю рабочего места с использованием Интернета.
Поэтому если характер выполняемой сотрудником работы не предполагает возможности ее дистанционного выполнения, такой работник не может быть переведен на дистанционную работу никаким способом (как с его согласия, так и без него). Для отстранения такого работника у работодателя также нет законных оснований.
Полагаем, что в случае попытки привлечения работодателя к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за невыполнении требований распоряжения органа власти субъекта РФ в отношении работников, чья работа не может выполняться дистанционно, ему следует оспаривать такое привлечение по тому мотиву, что одним из признаков состава административного правонарушения является виновность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). Учитывая отсутствие у работодателя возможности перевода таких работников в дистанционный режим, считаем, что он не может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение распоряжения регионального органа власти.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

28 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вопрос: Возможно ли отстранение от работы сотрудников юридического отдела медицинской организации из-за отказа вакцинироваться от коронавирусной инфекции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.)
*(2) Вопрос: Процедура отстранения от работы/увольнения гражданина Украины в случае истечения срока действия патента (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.).
*(3) Вопрос: Отстранение от работы работников, у которых выявлены антитела к коронавирусной инфекции (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
*(4) Вопрос: Каким документом оформляется медицинский отвод от вакцинации, в том числе от коронавирусной инфекции? Может ли работодатель проверить подлинность представленного работником медотвода? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)