Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Президент РФ объявил о нерабочих днях с 30 октября по 7 ноября с сохранением заработка. В организации есть отстраненные сотрудники, которые не вакцинировались против коронавируса. Будут ли им оплачены эти дни с 30 октября по 7 ноября по указу В.В. Путина, если в период отстранения им не положена выплата зарплаты?

Президент РФ объявил о нерабочих днях с 30 октября по 7 ноября с сохранением заработка. В организации есть отстраненные сотрудники, которые не вакцинировались против коронавируса. Будут ли им оплачены эти дни с 30 октября по 7 ноября по указу В.В. Путина, если в период отстранения им не положена выплата зарплаты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работнику за период отстранения заработная плата выплачиваться не должна. Факт совпадения периода отстранения работника от работы с периодом, объявленным нерабочими днями с 30 октября по 7 ноября, событием, устраняющим (прекращающим) обстоятельства отстранения, не является.

Обоснование вывода:
Работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Однако в ряде случаев, предусмотренных законодательством, работодатель обязан отстранить работника от работы или не допускать его к работе. Перечень оснований, по которым работник отстраняется от работы (не допускается к работе), приведен в части первой ст. 76 ТК РФ.
Помимо Трудового кодекса РФ, случаи, когда работник должен быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей, могут быть предусмотрены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (часть первая ст. 76 ТК РФ)*(1).
Исходя из смысла и буквального толкования ст. 76 ТК РФ, отстранение от работы представляет собой недопущение работника к выполнению своей трудовой функции при наступлении указанных в законе оснований.
Согласно части второй ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.
Отметим, что отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя и возможно только в случаях, прямо предусмотренных ст. 76 ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью третьей ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
В связи со сложной эпидобстановкой Президент РФ установил с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни с сохранением заработной платы (Указ Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г."). В Указе все дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года определены как "нерабочие дни с сохранением заработной платы". Таким образом, у этих дней определен особенный статус. По опыту реализации предыдущих указов полагаем, что работодатель должен считать фактически отработанными все рабочие дни по графику работы работника, которые приходятся на нерабочий период, и рассчитывать размер оплаты труда исходя из этого. Так, например, работникам, на которых распространялся Указ Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.", нужно было выплатить заработную плату, предусмотренную трудовым договором, в том же размере, если бы работник полностью отработал нерабочие дни - выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате. Она, как правило, включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, если они установлены в организации. При этом порядок и условия осуществления стимулирующих выплат у конкретного работодателя определяются коллективным договором (при наличии), локальными нормативными актами, трудовыми договорами (п. 2 Рекомендаций от 26.04.2021).
Однако в рассматриваемом случае работник отстранен от работы без сохранения заработной платы до тех пор, пока не исчезнет обстоятельство, которое привело к его отстранению, поэтому в этот период фактически не может выполняться работа. Следовательно, у работодателя не возникает обязанность сохранять за работником заработную плату и на период с 30 октября по 7 ноября 2021 года. В то же время если работник устранит причину отстранения в указанный период, то допуск будет осуществлен по факту предоставления документов, подтверждающих, что вопрос решен (работник прошел вакцинацию). С момента предоставления документов работодатель обязан будет сохранить заработную плату.
Таким образом, считаем, что работнику за период отстранения заработная плата выплачиваться не должна. Факт совпадения периода отстранения работника от работы с периодом, объявленным нерабочими днями с 30 октября по 7 ноября, событием, устраняющим (прекращающим) обстоятельства отстранения не является.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, работники, занятые на работах, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, отстраняются от таких работ в случае отсутствия у них профилактических прививок (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). Перечень соответствующих работ, выполнение которых требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.