Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Противоречит ли действующему законодательству РФ включение в должностные инструкции работников коммерческой организации пункта о том, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работник уведомляет службу безопасности общества обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений?

Противоречит ли действующему законодательству РФ включение в должностные инструкции работников коммерческой организации пункта о том, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работник уведомляет службу безопасности общества обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включение в должностные инструкции работников коммерческой организации пункта указанного содержания будет являться неправомерным.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под термином коррупция понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ)*(1). При этом организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ).
Так, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013), организации рекомендуется определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и других признаков. Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, например, могут быть установлены:
- в антикоррупционной политике организации и иных нормативных документах, устанавливающих антикоррупционные процедуры;
- в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;
- в положении о подразделении, ответственном за противодействие коррупции.
Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики ее деятельности и реализуемых функций, оценки соответствующих коррупционных рисков. Главное требование - они не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами*(2).
Как следует из вопроса, в должностные инструкции работников коммерческой организации планируется внести пункт следующего содержания: "В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Работник уведомляет службу безопасности Общества обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений".
Вместе с тем указанная в ст. 9 Закона N 273-ФЗ обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений установлена исключительно в отношении государственных и муниципальных служащих. Работники же коммерческой организации не относятся к категориям лиц, поименованным в этой норме закона.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации включение в должностные инструкции работников коммерческой организации пункта вышеуказанного содержания со ссылкой на ст. 9 Закона N 273-ФЗ будет являться неправомерным. Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью четвертой ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями не подлежат применению.
Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 30.11.2009 N 3520-6-1). В связи с этим также считаем, что включение обязательств уведомлять службу безопасности общества обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в должностные инструкции всех без исключения принятых на работу работников будет некорректным и по той причине, что это напрямую не связано с исполнением работниками их трудовой функции. Полагаем, что таковые и подобные им обязательства целесообразнее включить в должностные инструкции ответственных работников, чьей основной трудовой функцией будет являться противодействие коррупции в организации. В трудовых же договорах либо должностных инструкциях остальных работников целесообразнее будет прописать их обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и иных локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции*(3).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Антикоррупционная политика предприятия (Шестакова Е.В.). - "Право Доступа", 2021 г.;
- Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики (Ю.В. Трунцевский, журнал "Журнал российского права", N 2, февраль 2019 г.);
- Некоторые вопросы противодействия коррупции (правовой аспект) (Е.В. Марьина, "Актуальные проблемы экономики и права", N 2, апрель-июнь 2009 г.);
- Вопрос: Имеет ли право коммерческая организация (ООО) утвердить локально-нормативный акт, в котором будет указан запрет на работу родственников в компании? Можно ли при приеме на работу брать обязательство с будущего работника о том, что его родственники не работают в данной компании и трудоустраиваться в эту компанию не будут? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.);
- Вопрос: ООО планирует разработать локальный акт, регламентирующий меры по предупреждению и противодействию коррупции. Необходимо ли включение в трудовой договор условия об осуществлении мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции? Обязательно ли указание в трудовом договоре условий о соблюдении положений указанного локального акта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Титов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

8 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале: Евсюкова В. Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы (ГАРАНТ.РУ, 3 декабря 2020 г.).
*(2) Подробнее смотрите в материале: Информация Генеральной прокуратуры РФ "Противодействие коррупции. Памятка для предпринимателей" (11 октября 2018 г.).
*(3) Подробнее смотрите Памятку Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.09.2019 "Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование".