Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Может ли стаж государственной службы, зачтенный решением руководителя органа исполнительной власти в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532), использоваться для участия в конкурсе на вакантную должность в данном органе исполнительной власти, где обязательным требованием является наличие стажа государственной гражданской службы?

Может ли стаж государственной службы, зачтенный решением руководителя органа исполнительной власти в соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532), использоваться для участия в конкурсе на вакантную должность в данном органе исполнительной власти, где обязательным требованием является наличие стажа государственной гражданской службы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для решения вопроса о соответствии квалификационным требованиям лица, участвующего в конкурсе на вакантную должность в органе исполнительной власти, в котором ему ранее был определен стаж государственной службы по решению руководителя этого органа исполнительной власти для выплаты надбавки, предоставления дополнительного отпуска и определения размера поощрений в соответствии с п. 4 Порядка, стаж гражданской службы следует пересчитать, исключив из него периоды работы в организациях или учреждениях по должностям, не являющимся должностями государственной или муниципальной службы.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки. В соответствии с частью 6 ст. 12 Закона N 79-ФЗ квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Указа Президента РФ от 16.01.2017 N 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" при исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Указанная норма воспроизводит текст части 1 ст. 54 Закона N 79-ФЗ, регулирующей вопросы включения тех или иных периодов в общую продолжительность гражданской службы. Часть вторая этой статьи посвящена вопросам включения тех или иных периодов замещения должностей для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу. Как следует из части 2 ст. 54 Закона N 79-ФЗ, в этих целях в стаж включаются помимо указанных в части 1 периодов, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации. Такие периоды включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 (далее - Порядок), установлено, что в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Буквальное толкование п. 5 части 1 ст. 54, части 2 ст. 54, п. 4 Порядка позволяет сделать вывод о том, что учет периодов замещения лицом должности руководителя или специалиста в учреждении, или организации по решению руководителя государственного органа либо представителя руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени РФ, возможен только для целей установления надбавки за выслугу лет, продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации. В настоящее время отсутствует прямая норма федерального закона, позволяющая при решении вопроса о соответствии квалификационным требованиям лица, участвующего в конкурсе на замещение той или иной должности государственной службы, учесть периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях и учреждениях, организациях, в стаже государственной службы.
Таким образом, для решения вопроса о соответствии лица, участвующего в конкурсе на вакантную должность в органе исполнительной власти, в котором ему ранее был определен стаж государственной службы по решению руководителя этого органа исполнительной власти для выплаты надбавки, предоставления дополнительного отпуска и определения размера поощрений в соответствии с п. 4 Порядка, стаж гражданской службы следует пересчитать, исключив из него периоды замещения должностей в организации или учреждении. При этом эти периоды работы могут быть учтены при проведении конкурса на замещение вакантной должности при определении стажа работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения этой должности.
Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу. К сожалению, нам не удалось обнаружить судебную практику по аналогичным ситуациям.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

31 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.