Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Положение об оплате труда и изменения к нему на предприятии вводятся с учетом мнения профсоюзной организации в соответствии с ТК РФ. В целях применения единого подхода при снижении премии за выявленные факты нарушений на предприятии в локальных нормативных документах профильных служб, не касающихся системы оплаты труда, иногда регламентируются единые меры мотивации (размеры снижения премии) за однотипные нарушения для применения во всех структурных отделениях филиала (классификаторы нарушений и размер снижения премии включаются в состав этих нормативных документов). Может ли работодатель вводить классификаторы нарушений (размеры снижения премий за выявленные нарушения) в своих локальных нормативных документах (например, в Регламенте организации материально-технического снабжения) без учета мнения профсоюзной организации?

Положение об оплате труда и изменения к нему на предприятии вводятся с учетом мнения профсоюзной организации в соответствии с ТК РФ. В целях применения единого подхода при снижении премии за выявленные факты нарушений на предприятии в локальных нормативных документах профильных служб, не касающихся системы оплаты труда, иногда регламентируются единые меры мотивации (размеры снижения премии) за однотипные нарушения для применения во всех структурных отделениях филиала (классификаторы нарушений и размер снижения премии включаются в состав этих нормативных документов). Может ли работодатель вводить классификаторы нарушений (размеры снижения премий за выявленные нарушения) в своих локальных нормативных документах (например, в Регламенте организации материально-технического снабжения) без учета мнения профсоюзной организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если применение классификаторов нарушений и размеры снижения премии за выявленные нарушения работодатель планирует зафиксировать в любом из локальных нормативных актов, которые действуют или будут действовать в организации, в том числе в Регламенте организации материально-технического снабжения, учет мнения представительного органа работников перед принятием решения о включении этих элементов в систему премирования является обязательным.

Обоснование вывода:
В части первой ст. 135 ТК РФ указано, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть четвертая ст. 135 ТК РФ).
В соответствии с частью второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, но и все принятые им самим локальные нормативные акты. Соответственно имеющееся у работодателя право самостоятельно определять, какие именно положения включить в локальный нормативный акт, сопровождается обязанностью применять те из них, которые в итоге в такой акт включены и действуют (определение Приморского краевого суда от 20.09.2016 N 33-9875/2016, определение Свердловского областного суда от 30.10.2015 N 33-15837/2015, определение Волгоградского областного суда от 11.09.2015 N 33-10208/2015).
Трудовое законодательство не дает определения системе премирования. Полагаем, что под системой следует понимать такие взаимосвязанные ее элементы, как название премий, их размеры, критерии для их начисления, факторы, влияющие на размеры премий, методика расчета премий, т.е. все те ее составляющие, которые в конечном счете влияют на то, в каком размере будет выплачена та или иная премия конкретному работнику. Соответственно, положения локальных нормативных актов, действующих в организации, которые регламентируют применение этих элементов в целях определения размеров премий, следует считать положениями, устанавливающими систему премирования, а значит, эти нормы локальных актов входят в число локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда в организации.
Таким образом, мы считаем, что классификаторы нарушений и размеры снижения премии за выявленные нарушения, влияющие на размеры выплачиваемых премий, необходимо считать элементами системы премирования, а значит, и частью системы оплаты труда, если их применение регламентировано в любом из локальных нормативных актов, действующих в организации. Это означает для работодателя необходимо учитывать мнение представительного органа работников в соответствии со ст. 372 ТК РФ перед принятием решения о включении положений об использовании классификаторов нарушений и размеров снижения премий за выявленные нарушения в уже действующие в организации локальные нормативные акты или перед принятием решения об утверждении нового локального нормативного акта, который будет содержать эти положения*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

30 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о локальных нормативных актах как способе регулирования трудовых отношений смотрите в соответствующем разделе Энциклопедии решений.