Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Относятся ли работы на погрузчике (электропогрузке) к работам с повышенной опасностью? Где нужно ставить отметки о прохождении медицинского осмотра водителей погрузчиков? Должны ли водители погрузчиков (электропогрузчиков) проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры?

Относятся ли работы на погрузчике (электропогрузке) к работам с повышенной опасностью? Где нужно ставить отметки о прохождении медицинского осмотра водителей погрузчиков? Должны ли водители погрузчиков (электропогрузчиков) проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Из анализа норм ст. 69, 212, 213, 328 ТК РФ, абзаца 6 п. 1 ст. 20, абзаца 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) следует, что работники, работа которых связана с движением транспорта, обязаны проходить обязательные медицинские осмотры. Так, прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится только после обязательного предварительного медицинского осмотра (ст. 69, 213, 328 ТК РФ, абзац 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 1 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н (далее - Порядок)).
Периодические медосмотры проводятся для водителей всех категорий один раз в два года с целью определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Это следует из положений ст. 213 ТК РФ, абзаца 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ; п. 3 Порядка, п. 18.1 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2020 N 988н/1420н.
В соответствии с требованиями абзаца 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Это следует также из п. 6 Порядка..., утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок N 835н). Согласно ст. 2 Закона N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). В свою очередь, транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Погрузчики являются самоходными машинами, под которыми в соответствии с п. 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (далее - Правила), понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
До 1 января 2020 г. действовали Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99 (утверждены постановлением Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 18) (далее - ПОТ РМ-008-99), которые распространялись на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта, в том числе автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств), используемых в технологических транспортных операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами) организации. Правила распространялись только на эксплуатацию транспортных средств в пределах территорий, промплощадки организации. Пунктом 1.33 ПОТ было предусмотрено, что водители указанных транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз*(1).
Однако постановлением Правительства России от 04.08.2020 N 1181 ПОТ РМ-008-99 был отменен. В настоящее время действует приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2020 N 814н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта" (далее - ПОТ). Положения ПОТ обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт промышленного транспорта, к которому ПОТ относит и электропогрузчики. Напольный колесный промышленный транспорт в ПОТ отнесен к транспортным средствам (смотрите п. 14, п. 27 ПОТ). Поскольку Законом N 196-ФЗ не предусмотрено исключение из правила о проведении предрейсовых медицинских осмотров в отношении водителей промышленного транспорта, полагаем, что водители электропогрузчиков должны проходить предрейсовые медицинские осмотры в том числе и в случае, когда они осуществляют движение только в пределах территории предприятия*(2).
Как следует из п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, а также п. 5 Порядка N 835н, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Однако, как следует из вопроса, работа указанных в вопросе водителей таковой не является. Как мы поняли из вопроса, в трудовую функцию работников не входит перевозка пассажиров, а также перевозка опасных грузов, и они фактически не осуществляют такие перевозки, следовательно, послерейсовые осмотры водители электропогрузчиков проходить не должны.
Согласно п. 11 ПОТ работы с повышенной опасностью должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами.
Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ. Рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к ПОТ. Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска, утверждается работодателем. Таким образом, относится ли та или иная работа на электропогрузчике к работам с повышенной опасностью, должен определять работодатель самостоятельно.
Согласно подп. 2 п. 5, п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368, пп. 16, 17 Порядка N 835н отметки о дате и времени прохождения водителем предрейсового и послерейсового медицинских осмотров проставляются в путевом листе (информацию об оформлении путевых листов водителям погрузчиков смотрите в материале: Вопрос: В организации (промышленное предприятие, далее - организация) эксплуатируются вилочные и фронтальные автопогрузчики. В основном они используются на территории организации, некоторые также используются для расчистки прилегающей территории. Нужно ли выдавать путевой лист водителю погрузчика? Если да, то существуют ли требования к форме путевого листа? (ответ экспертов Правового консалтинга ГАРАНТ)). Также результаты проведенных предрейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров (п. 14 Порядка N 835н).
В заключение отметим, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, судебную практику по данному вопросу мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

1 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее, отвечая на вопрос о необходимости проведения предрейсового осмотра водителем погрузчика, специалисты Роструда давали утвердительный ответ, ссылаясь на ПОТ РМ-008-99 (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ"). После вступления в силу ПОТ специалисты Роструда заняли противоположную позицию (смотрите их ответ на вопрос 4).
*(2) Подробнее о этом смотрите в материале: Вопрос: Согласно уставу муниципального казенного учреждения одним из видов его деятельности является обеспечение органов местного самоуправления городского округа служебным автотранспортом. Казенное учреждение обеспечивает служебным автотранспортом три других юридических лица, относящихся к органам местного самоуправления. Служебный автотранспорт является легковым, используется для перевозки руководителей, некоторых сотрудников, а также документов. Должны ли водители казенного учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.).