Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В междугородных пассажирских перевозках в рейс отправляются два водителя. Время рейса приходится на ночное время. Как оплачивать время отдыха водителя в пути в ночное время, когда он не управляет транспортным средством?

В междугородных пассажирских перевозках в рейс отправляются два водителя. Время рейса приходится на ночное время.
Как оплачивать время отдыха водителя в пути в ночное время, когда он не управляет транспортным средством?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплачивать в повышенном размере по ст. 154 ТК РФ все часы отдыха водителя в пути в ночное время, когда он не управляет транспортным средством, не нужно. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Обоснование вывода:
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (часть первая ст. 154 ТК РФ). Законодатель установил обязанность работодателя оплачивать в повышенном размере именно работу в ночное время, поскольку любая работа в ночное время требует повышенных физиологических затрат человеческого организма, а следовательно, должна компенсироваться доплатой.
Рабочим признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (часть первая ст. 91 ТК РФ).
Соответственно, в нормативных правовых актах, регулирующих особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, могут устанавливаться и другие периоды, являющиеся рабочим временем для таких работников. Так, согласно подп. "и" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, которое утратило силу с 1 января 2021 года, время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, включалось в рабочее время водителя. Поэтому до 1 января 2021 года каждый час времени отдыха водителя в пути в ночное время, когда он не управлял транспортным средством, подлежал оплате в повышенном размере по ст. 154 ТК РФ.
Однако с 1 января 2021 года вступили в силу новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" (далее - Особенности).
Согласно п. 18 Особенностей время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. Таким образом, с 1 января 2021 года оплачивать в повышенном размере по ст. 154 ТК РФ все часы отдыха водителя в пути в ночное время, когда он не управляет транспортным средством, не нужно.
За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников (п. 18 Особенностей). При этом трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров дополнительного вознаграждения, ни правил, которыми можно руководствоваться при определении его размера. Поэтому размер дополнительного вознаграждения при отсутствии коллективного договора определяется локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.