Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В 2015 году была проведена специальная оценка условий труда, на основании которой были внесены сведения в трудовые договоры работников. Условие о предоставлении 14 календарных дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда включено в трудовые договоры, заключенные с работниками. В 2020 году (то есть через пять лет) была проведена плановая спецоценка. 1. Должен ли работодатель по результатам СОУТ заключить дополнительное соглашение с указанием новых условий труда? Необходимо ли уведомлять работников за два месяца до заключения дополнительного соглашения, или можно заключить соглашение после ознакомления сотрудника с картой спецоценки? 2. Имеет ли право работодатель в соответствии со ст. 117 ТК РФ установить отпуск продолжительностью семь календарных дней (ранее работникам был установлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, условия труда не изменились)?

В 2015 году была проведена специальная оценка условий труда, на основании которой были внесены сведения в трудовые договоры работников. Условие о предоставлении 14 календарных дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда включено в трудовые договоры, заключенные с работниками. В 2020 году (то есть через пять лет) была проведена плановая спецоценка.
1. Должен ли работодатель по результатам СОУТ заключить дополнительное соглашение с указанием новых условий труда? Необходимо ли уведомлять работников за два месяца до заключения дополнительного соглашения, или можно заключить соглашение после ознакомления сотрудника с картой спецоценки?
2. Имеет ли право работодатель в соответствии со ст. 117 ТК РФ установить отпуск продолжительностью семь календарных дней (ранее работникам был установлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, условия труда не изменились)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Работодатель вправе заключить дополнительные соглашения к трудовому договору с работниками, в которых будет отражено изменение класса условий труда на рабочих местах и перечня предоставляемых работникам в связи с этим гарантий, в день ознакомления их с результатами СОУТ, ожидать два месяца со дня их ознакомления с целью заключения такого дополнительного соглашения нет никакого смысла.
2. Если в результате проведения очередной СОУТ не было зафиксировано изменение в лучшую сторону характеристик на рабочих местах работников по сравнению с ранее установленными, работодатель не вправе сократить продолжительность дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда в одностороннем порядке до семи календарных дней.

Обоснование позиции:
1. Согласно части второй ст. 57 ТК РФ информация об условиях труда на рабочем месте подлежит включению в трудовой договор в обязательном порядке. При этом законодатель не уточняет, какие именно сведения об условиях труда необходимо отразить в трудовом договоре для исполнения данного требования. Большинство специалистов сходится во мнении, что необходимым и в то же время достаточным является указание конкретного класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Такой подход, в частности, прослеживается в письме Минтруда России от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516. Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре также отражаются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Соответственно, изменение класса условий труда на рабочем месте и перечня предоставляемых работнику в связи с этим гарантий влечет за собой необходимость изменения условий трудового договора.
Для внесения в трудовой договор всех указанных условий используются именно результаты СОУТ (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать день утверждения работодателем отчета о ее проведении*(1). Соответственно, установление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда осуществляется со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда (смотрите письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516).
Включить рассматриваемые условия в трудовой договор можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Если работодатель достиг такого соглашения с работником об изменении условий трудового договора, то соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, не требуется. Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В рассматриваемой ситуации в случае, если работник и работодатель достигнут соглашения об изменении условий трудового договора, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании ст. 72 ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Работодатель вправе заключить дополнительное соглашение с работниками в день ознакомления с результатами СОУТ, ожидать два месяца со дня ознакомления с целью заключения такого дополнительного соглашения нет никакого смысла. При этом сторонам следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору текущим числом, указав в нем, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения, то есть со дня утверждения отчета о проведении спецоценки*(1).
Если работник откажется работать в новых условиях и не подпишет дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, то работодателю следует провести процедуру, предусмотренную ст. 74 ТК РФ. Аналогичный порядок действий работодателя предлагают и специалисты информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3).
Статья 74 ТК РФ предоставляет работодателю право по своей инициативе изменять любые условия трудового договора, кроме трудовой функции работника. Но работодатель вправе сделать это лишь в случае, когда ранее определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения измененные условия трудовых договоров вступают в силу. Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть третья ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовые договоры прекращаются в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ. Работникам, которые будут уволены по этому основанию, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ).
2. Частью первой ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь календарных дней, а продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (части вторая и третья ст. 117 ТК РФ).
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст. 40 ТК РФ). Согласно части второй ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по различным вопросам. Если в рассматриваемом случае условие о предоставлении дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда содержится в коллективном договоре, и стороны решат скорректировать это условие, сократив продолжительность такого отпуска до минимальной, указанной в ст. 117 ТК РФ, то необходимо будет внести в него изменения и (или) дополнения в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). В силу приведенных норм мы полагаем возможным внесение изменений в коллективный договор в целях изменения количества дней дополнительного отпуска не ниже установленного законодателем уровня при наличии согласия на такое изменение представителей работников. Изменить условия коллективного договора в одностороннем порядке работодатель не вправе (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Вместе с тем необходимо учитывать, что соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены в трудовых договорах, работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск прежней продолжительности, несмотря на то, что новым коллективным договором предусмотрены иные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом законодательный запрет на пересмотр компенсационных мер за работу во вредных условиях без изменения условий труда предусмотрен только в отношении конкретных работников, которым такие меры фактически предоставлялись по состоянию на 1 января 2014 года*(2), что к приведенной ситуации, как мы поняли из вопроса, отношения не имеет.
Полагаем, что в рассматриваемом случае изменить условия трудовых договоров о размерах гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе в сторону их уменьшения, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). Для этого необходимо заключить в письменной форме дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ)*(3). При этом работники вправе отказаться от заключения такого соглашения (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Условие трудового договора о продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда может быть изменено работодателем в одностороннем порядке при наличии перечисленных в части первой ст. 74 ТК РФ обстоятельств, т.е. когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений условий труда (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки) (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ)). Определение понятия "совершенствование рабочих мест на основе специальной оценки" в законодательстве отсутствует. Полагаем, что по смыслу п. 21 постановления Пленума ВС РФ, если в результате проведения очередной СОУТ было зафиксировано изменение в лучшую сторону характеристик на рабочих местах работников по сравнению с ранее установленными, такое обстоятельство свидетельствует о совершенствовании рабочих мест, а значит, у работодателя имеется возможность снизить в одностороннем порядке размер гарантий и компенсаций до минимальных значений, установленных законом, в том числе сократить продолжительность дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с 14 до 7 календарных дней. Если же по результатам проведения СОУТ никаких улучшений характеристик рабочих мест не выявлено, ни о каком совершенствовании рабочих мест говорить не приходится. Иными словами, сам по себе факт проведения СОУТ не прекращает обязанности работодателя сохранять прежние компенсационные меры. Важны результаты СОУТ.
Отметим также, что вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению не с прежними условиями трудового договора, а с тем, что установлено трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 78-КГ17-52). Однако обращаем внимание, что в судебной практике существует позиция, согласно которой само по себе заключение коллективного договора, внесение в него изменений не является основанием для применения положений ст. 74 ТК РФ, поскольку такие обстоятельства не свидетельствуют об изменении организационных или технологических условий труда*(4).
Отметим, что мы высказали свое экспертное мнение, при этом мы не исключаем, что контролирующие органы или другие специалисты могут придерживаться иной позиции по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

9 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводившая СОУТ, составляет отчет, который подлежит утверждению комиссией (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Форма отчета о проведении СОУТ, а также инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. При этом сроки подписания отчета членами комиссии по проведению СОУТ и его утверждения председателем комиссии законодательно не определены, данный вопрос может быть урегулирован в рамках договорных отношений по оказанию услуг по проведению СОУТ (письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 15-1/В-605).
*(2) С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в ТК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, которые изменили подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Прежде всего сам перечень гарантий и компенсаций стал зависеть от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В результате таких изменений появились рабочие места, занятость на которых по действующей редакции закона стала давать меньший объем гарантий и компенсаций, чем по прежней. Чтобы работники не лишились уже установленных им гарантий и компенсаций, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ предусмотрено переходное положение. При реализации в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Соответственно, пересмотр уже предоставляемых компенсаций работникам, принятым на работу до 01.01.2014, возможен после проведения специальной оценки и только в случае улучшения условий труда на рабочих местах, под которым понимается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (например, был 3.2, стал 3.1) (смотрите письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601, а также постановление Суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу N 4А-29/2015, определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 31.05.2016 по делу N 33а-6238/2016, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ".
*(3) В рассматриваемом случае это изменение стороны вправе отразить в том же дополнительном соглашении, в котором они предусмотрели изменение класса условий труда на рабочем месте и перечня предоставляемых работнику в связи с этим гарантий.
*(4) Смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2012 N 11-21103/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.09.2013 по делу N 33-1916/2013.