Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Может ли медицинское бюджетное учреждение (Ставропольский край) оплачивать обследования на коронавирус (COVID-19) контактных с больными COVID-19 лиц (не имеющих симптомов инфекционного заболевания), а также лиц, прибывших из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (не имеющих симптомов инфекционного заболевания), осуществляемые на основании предписания Роспотребнадзора за счет финансирования по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС)? Возможна ли оплата за счет финансирования по программе ОМС обследований на COVID-19 своих работников, имеющих риски инфицирования COVID-19, но не имеющих симптомов инфекционного заболевания?

Может ли медицинское бюджетное учреждение (Ставропольский край) оплачивать обследования на коронавирус (COVID-19) контактных с больными COVID-19 лиц (не имеющих симптомов инфекционного заболевания), а также лиц, прибывших из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (не имеющих симптомов инфекционного заболевания), осуществляемые на основании предписания Роспотребнадзора за счет финансирования по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС)? Возможна ли оплата за счет финансирования по программе ОМС обследований на COVID-19 своих работников, имеющих риски инфицирования COVID-19, но не имеющих симптомов инфекционного заболевания?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы медицинского учреждения на прохождение его работниками обязательных обследований на COVID-19 могут быть осуществлены за счет средств ОМС в случае, когда их трудовая функция связана с оказанием услуг в рамках программы ОМС и не исключает риск заражения.
Источник финансирования для осуществления обследований на COVID-19 контактных лиц с больными COVID-19 и лиц, прибывших из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (не имеющих симптомов инфекционного заболевания), может быть определен с учетом мнения учредителя.

Обоснование вывода:
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе обязательного медицинского страхования (ОМС), являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
При оценке возможности использования средств ОМС для оплаты тех или иных расходов следует проанализировать:
- входят ли они в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС;
- направленность этих расходов на обеспечение деятельности медицинской организации по оказанию услуг в системе ОМС согласно Территориальной программе ОМС;
- не содержится ли в Тарифном соглашении по ОМС прямого указания на то, что расходы не финансируются за счет территориальной программы.
Анализ Тарифного соглашения в системе ОМС Ставропольского края на 2020 год показал, что в оплату медицинской помощи включены "прочие расходы", при этом их расшифровка не приводится (ст. 52 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края на 2020 год от 28.12.2019 N 17, п. IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 от 27.12.2019 N 618-п).
Согласно статье 212, статье 213 ТК РФ работодатель (в рассматриваемом случае - медицинское учреждение) за счет собственных средств обязан организовать проведение медицинских осмотров (в т.ч. и внеочередных) некоторых категорий работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Необходимость лабораторного тестирования (включая забор материала) для работников медицинских учреждений, контактирующих с больными COVID-19 (это могут быть как работники медицинских специальностей, так и прочие работники, обеспечивающие деятельность медицинского учреждения в целом), определена п. 3.1.1, п. 3.1.2, п. 5.7 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15.
Таким образом, если трудовая функция работника связана с оказанием услуг в рамках ОМС и не исключает риск инфицирования COVID-19, то расходы по взятию мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 у таких работников (даже не имеющих симптомов инфекционного заболевания) могут осуществляться за счет средств ОМС (т.е. по КФО 7) в рамках мероприятий по охране труда.
По вопросу о возможности оплаты за счет средств ОМС (по КФО 7) услуг по обследованию на COVID-19 (включая забор материала) иных физических лиц (взрослых или детей)*(1), не имеющих симптомов инфекционного заболевания, но:
- прибывших из субъектов РФ или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой;
- контактировавших с заболевшими COVID-19 и на основании предписания Роспотребнадзора определенных в группу риска;
ФФОМС указал, что такое обстоятельство нельзя классифицировать как страховой случай (письмо ФФОМС от 09.07.2020 N 9071/26-1/и). Такие расходы органами контроля могут быть в дальнейшем определены в качестве нецелевого использования средств ОМС.
Однако следует отметить, что указанное требование проведения лабораторного обследования физическим лицам в целях предупреждения распространения COVID-19 определено постановлениями главного государственного санитарного врача РФ (например, смотрите п. 2.4 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7, п. 1.5 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9). Медицинское учреждение обязано выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В создавшейся ситуации не исключается возможность, что дополнительными нормативными актами федерального и (или) субъектового законодательства будет предусмотрен иной источник покрытия затрат, например, средства бюджета. В частности, на это указывает норма пункта 2 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9, которой рекомендуется обеспечить осуществление рассматриваемого мероприятия (обследования) федеральным органам исполнительной власти.
Кроме того, следует отметить, что это обследование физических лиц осуществляется как следствие режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, установленного на территории субъекта РФ (смотрите Постановление Губернатора Ставропольского края от 16.03.2020 N 101), в т.ч. и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ). А согласно пп. "е" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может осуществляться и органами государственной власти субъектов РФ.
На наш взгляд, во избежание в дальнейшем возможных претензий к учреждению по нецелевому расходованию средств ОМС, учреждению следует обратиться к учредителю с запросом:
- о предоставлении субсидии на иные цели для покрытия возникших расходов по забору материала для проведения исследований у физических лиц, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, но обязанных обследоваться на наличие COVID-19;
- о заключении соглашения на выполнение государственного (муниципального) задания по рассматриваемой ситуации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

21 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Работники учреждения в этих случаях тоже являются физическими лицами, т.к. необходимость проведения обследования возникла не из-за выполнения ими трудовых функций, а по иным обстоятельствам.