Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Юридическое лицо в служебных целях использует в своей деятельности транспортные средства (легковые, грузовые, автобусы), проставляет в путевом листе отметку о техническом состоянии транспортного средства, выпускаемого на линию. Должно ли иметь образование контролера технического состояния автотранспортных средств и соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса от 28.09.2015 N 287, должностное лицо общества, проставляющее в путевом листе отметку о техническом состоянии транспортного средства?

Юридическое лицо в служебных целях использует в своей деятельности транспортные средства (легковые, грузовые, автобусы), проставляет в путевом листе отметку о техническом состоянии транспортного средства, выпускаемого на линию. Должно ли иметь образование контролера технического состояния автотранспортных средств и соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса от 28.09.2015 N 287, должностное лицо общества, проставляющее в путевом листе отметку о техническом состоянии транспортного средства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, которая осуществляет перевозку лиц, помимо водителя и (или) материальных объектов, для собственных нужд (без заключения договоров перевозки) автобусами и грузовыми автомобилями, обязана обеспечивать соответствие контролера технического состояния автотранспортных средств профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса от 28.09.2015 N 287.

Обоснование вывода:
Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Приказ N 287) установлены требования к квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 14).
Как следует из п. 1 и из самого названия Приказа N 287, профессиональные и квалификационные требования, утвержденные этим приказом, распространяются на работников именно тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Правовой анализ ст. 20 Закона N 196-ФЗ показывает, что установленные ее нормами требования предъявляются к трем категориям субъектов: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП), эксплуатирующим транспортные средства (п. 1); юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки (то есть на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов), а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (п. 2); физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, и автобусов (п. 3).
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае владельцем автомобилей является указанное в вопросе юридическое лицо, к нему, безусловно, не применяются требования, установленные п. 3 ст. 20 Закона N 196-ФЗ для граждан. Однако, учитывая, что перевозка пассажиров и грузов в организации осуществляется для собственных нужд (без заключения договоров перевозки) автобусами и грузовыми автомобилями, то на нее распространяются и требования, установленные п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, в частности, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным Приказом N 287.
Таким образом, положения Приказа N 287 распространяются на работников организации, в том числе на контролера технического состояния автотранспортных средств (смотрите ответ 1, ответ 2 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Несоответствие контролера требованиям Приказа N 287 является основанием для признания предрейсового контроля непройденным.

К сведению:
Отметим, что до 21 декабря 2018 года, то есть до вступления в силу изменений в ст. 20 Закона N 196-ФЗ, имелась судебная практика, которая признавала незаконными постановления о привлечении к административной ответственности за несоблюдение требований ст. 20 Закона N 196-ФЗ, в частности, о соответствии работников квалификационным требованиям Приказа N 287, тех юридических лиц, которые эксплуатируют транспорт только для собственных нужд и не осуществляют перевозки по соответствующим гражданско-правовым договорам (смотрите определение Верховного Суда РФ от 22.04.2016 N 301-КГ16-3321, постановление Верховного Суда РФ от 31.03.2014 N 67-АД14-2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.