Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Глава муниципального образования избрана на должность по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы в соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Должен ли быть в данном случае заключен трудовой договор? Если да, то кто является сторонами договора? Также глава муниципального образования в ближайшее время собирается в декретный отпуск. Распространяются ли на неё гарантии трудового законодательства в данном случае (статьи 255, 256 Трудового кодекса РФ)?

Глава муниципального образования избрана на должность по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы в соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Должен ли быть в данном случае заключен трудовой договор? Если да, то кто является сторонами договора?
Также глава муниципального образования в ближайшее время собирается в декретный отпуск. Распространяются ли на неё гарантии трудового законодательства в данном случае (статьи 255, 256 Трудового кодекса РФ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С главой муниципального образования трудовой договор не заключается.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Трудовые отношения могут возникать на основании трудового договора, в частности в результате избрания на должность, однако лишь в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (ч. 2 ст. 16 ТК РФ). При этом трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Так, например, для муниципального служащего работодателем является представитель нанимателя - муниципального образования (ч. 2 ст. 2, ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; далее - Закон N 25-ФЗ). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 25-ФЗ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Таким образом, законодательство различает муниципальные должности и должности муниципальной службы. Это следует и из иных положений федеральных законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления и отношения, связанные с муниципальной службой (например, из ч. 1 ст. 6 Закона N 25-ФЗ, ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ)). В отличие от муниципальных служащих заключение контракта (трудового договора) с лицами, замещающими муниципальные должности, названными федеральными законами не предусмотрено.
Кроме того, абзацем четырнадцатым ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ определено, что должностным лицом местного самоуправления является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Иначе говоря, закон предусматривает два разных способа занятия муниципальной должности: в результате заключения трудового договора или в результате избрания на должность.
Глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац пятнадцатый ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 131-ФЗ). Отсюда следует, что с ним контракт (трудовой договор) не заключается.
Аналогичной позиции придерживается и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, указывая в своих официальных разъяснениях, что отношения между муниципальным образованием и его выборными должностными лицами не являются трудовыми (ответ 1, ответ 2).
Таким образом, на главу муниципального образования нормы трудового законодательства не распространяются, в том числе порядок предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком в соответствии со ст.ст. 255, 256 ТК РФ (смотрите также Разъяснения Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2016 г.).

К сведению:
Отметим, что в силу ч. 5.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" указывается, на какие гарантии может претендовать лицо, замещающее муниципальную должность, за счет средств местного бюджета.
Главой 7 Устава Туруханского района Красноярского края, главой 10 Устава Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края (размещен на официальном сайте Светлогорского сельсовета по следующей ссылке: http://www.adminsvet.ru/docs.php?t=npa) также установлены гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности.
В свою очередь, анализ вышеуказанных нормативных документов показал, что такая гарантия, как предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, у главы муниципального образования отсутствует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

30 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.