Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Заказчик (учреждение) работает по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В структуре контрактной службы учреждения имеется сектор подготовки и исполнения контрактов. Требования к наличию высшего юридического образования обусловлено функциональными обязанностями: подготовка возражений на жалобы участников закупок, представление интересов предприятия в УФАС, подготовка заключений по вопросам закупочной деятельности и т.д. Вправе ли работодатель в должностной инструкции начальника сектора указать в требованиях к квалификации работника наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет? Будет ли это рассмотрено контролирующими должностными лицами как искусственное ограничение возможности доступа к занятию такой должности лицами с другим образованием?

Заказчик (учреждение) работает по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В структуре контрактной службы учреждения имеется сектор подготовки и исполнения контрактов.
Требования к наличию высшего юридического образования обусловлено функциональными обязанностями: подготовка возражений на жалобы участников закупок, представление интересов предприятия в УФАС, подготовка заключений по вопросам закупочной деятельности и т.д.
Вправе ли работодатель в должностной инструкции начальника сектора указать в требованиях к квалификации работника наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет? Будет ли это рассмотрено контролирующими должностными лицами как искусственное ограничение возможности доступа к занятию такой должности лицами с другим образованием?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик самостоятельно определяет для своих работников квалификационные требования, необходимые для выполнения соответствующих функций в области закупок, в том числе может установить необходимость наличия высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации нет оснований для претензий со стороны контролирующих органов.

Обоснование вывода:
Работодатель вправе самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, в том числе касающиеся подбора персонала. В определенных случаях квалификационные справочники или профессиональные стандарты носят для работодателя обязательный характер. В остальных случаях работодатель самостоятельно решает, какой опыт работы, уровень образования и деловые качества позволят кандидату надлежащим образом выполнять трудовые обязанности.
В положениях Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" отсутствуют квалификационные требования к работникам заказчика, чья деятельность предполагает сопровождение закупок.
В свою очередь, квалификационные требования, которые содержатся в профессиональных стандартах и квалификационных справочниках, в том числе в Профессиональном стандарте "Специалист в сфере закупок", утвержденном приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н (далее - Стандарт N 625н), подлежат обязательному применению только в том случае, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ), а требования, содержащиеся в профессиональных стандартах, также и тогда, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ), и только в той части, в которой законодательством предъявлены соответствующие требования.
В остальных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций (часть вторая ст. 195.3 ТК РФ), то есть не являются обязательными для применения работодателями и носят рекомендательный характер (смотрите по этому поводу разъяснения в п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).
Законодательство не предусматривает каких-либо компенсаций, льгот и ограничений для работников, в чьи трудовые функции входит обеспечение участия работодателя в закупочной деятельности.
Поскольку законодательство не содержит квалификационных требований к работникам заказчика, чья деятельность предполагает сопровождение закупок, а осуществление работы по соответствующим должностям не предполагает предоставление льгот, компенсаций или установления ограничений, заказчик самостоятельно определяет для своих работников квалификационные требования, необходимые для выполнения соответствующих функций в области закупок. В том числе может установить необходимость наличия высшего юридического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации нет оснований для претензий со стороны контролирующих органов.
Обнаружить судебную практику, где рассматривался бы аналогичный вопрос, нам, к сожалению, не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

14 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.