Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Достаточно ли получения от иностранного гражданина справки об отсутствии судимости, выданной иностранным государством, в частности Республикой Казахстан, при поступлении на работу в детскую образовательную организацию, или необходима справка об отсутствии судимости, выданная именно уполномоченными органами России? Существуют ли по этому поводу межправительственные соглашения?

Достаточно ли получения от иностранного гражданина справки об отсутствии судимости, выданной иностранным государством, в частности Республикой Казахстан, при поступлении на работу в детскую образовательную организацию, или необходима справка об отсутствии судимости, выданная именно уполномоченными органами России? Существуют ли по этому поводу межправительственные соглашения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При поступлении на работу гражданин Республики Казахстан обязан предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную уполномоченным органом МВД России.
Особенности представления (непредставления) указанной справки гражданином Казахстана международными договорами РФ не предусмотрены.

Обоснование вывода:
Согласно части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором РФ. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются гл. 50.1 ТК РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ).
При этом, как следует из п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС), одним из подписантов которого является Республика Казахстан, трудовая деятельность трудящегося государства - члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений указанного договора.
Согласно части первой ст. 327.3 ТК РФ иностранные граждане, поступающие на работу, предъявляют работодателю документы, предусмотренные ст.ст. 65 и 327.3 ТК РФ.
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
При этом установленные указанной статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите определение Верховного Суда РФ от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2)*(1).
Согласно ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель обязан предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (смотрите Административный регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденный приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121)*(2).
Учитывая, что никаких оговорок относительно представления (непредставления) указанной справки иностранными гражданами, в том числе гражданами Республики Казахстан, действующим законодательством, а также международными договорами РФ не предусмотрено, то, соответственно, в случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, иностранные граждане обязаны предъявлять такую справку при трудоустройстве (смотрите также разъяснения представителей Роструда в вопросе-ответе с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Предъявление иностранцем справки о наличии (отсутствии) судимости, выданной в другом государстве, не будет свидетельствовать о выполнении им требований ст. 65 ТК РФ. Работодатель, принявший иностранного гражданина на работу без справки, выданной уполномоченным органом МВД России, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП (смотрите, например, решение Московского городского суда от 23.09.2014 N 7-3184/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

1 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите: Энциклопедия решений. Особенности приема на работу педагогических работников и работников в сферах, поименованных в ст. 351.1 ТК РФ.
*(2) Смотрите: Энциклопедия решений. Справка об отсутствии судимости.