Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Вправе ли орган местного самоуправления построить дорогу на землях, находящихся в федеральной собственности?

25 июня 2025

Организация имеет земельные участки. Дороги к участкам нет. Земля, на которой расположены эти участки, и участок дороги находятся в федеральной собственности. Изначально этот участок дороги был как для ИЖС, но после того, как выяснилось несоответствующее назначение этого участка, Россимущество привело документы в порядок, то есть из ИЖС перевели в дороги. Россимущество (ему принадлежат участки) неоднократно передавало участок дороги Администрации городского поселения, но Администрация отказывала им в принятии участка, мотивируя это тем, что нет денег на строительство дороги. Организация уже пятый год обращается к губернатору Камчатского края, в Министерство транспорта, в Администрацию городского поселения, в прокуратуру. Все бесполезно. Администрация не принимает этот участок дороги.
Каков порядок действий в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Полномочия по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог в границах населенного пункта отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, бездействие которых в данной сфере может быть обжаловано прокурором или заинтересованными лицами в судебном порядке.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Положениями п. 1 ст. 7 ЗК РФ определены категории земель в России по их целевому назначению. В свою очередь, подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Документацией по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

Как следует из содержания п. 12 ст. 1 ГрК РФ, территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, отнесены к территориям общего пользования. Границы данных территорий обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ). Нормами ГрК РФ и ЗК РФ территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа, района. Аналогичные положения содержат нормы ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ, указывающие, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ автомобильные дороги отнесены к линейным объектам недвижимости.

Отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 39.37, ст. 39.38, 39.39 ЗК РФ с целью размещения автомобильных дорог органы местного самоуправления вправе установить публичный сервитут.

Согласно пп. 18, 19 ст. 23 ЗК РФ порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются гл. V.7 ЗК РФ. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.

При этом Правительство РФ утвердило новый перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. К таким случаям, в частности, отнесены строительство, реконструкция автодорог IV и V категории, местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходных улиц и площадей городов, парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

Обращаем внимание, что в силу ч. 2 ст. 46 Закона N 257-ФЗ действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов, в том числе в части бездействий по строительству автомобильных дорог, могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами, либо прокурором в суд по правилам гл. 22 КАС РФ (смотрите решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 15.11.2023 по делу N 2а-2711/2023; решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 21.05.2024 по делу N 2-232/2024; решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 01.03.2024 по делу N 2-198/2024; решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 16.01.2024 по делу N 2а-58/2024; решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06.12.2023 по делу N 2а-7169/2023; решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 29.11.2023 по делу N 2а-599/2023; решение Тимского районного суда Курской области от 07.08.2023 по делу N 2а-114/2023).

Нахождение в федеральной собственности земельного участка, на котором возможно обустроить автомобильную дорогу в пределах населенного пункта, не снимает с органов местного самоуправления вышеуказанной обязанности, учитывая тот факт, что применительно к рассматриваемой ситуации указанный земельный участок имеет разрешенное использование для строительства дорог (смотрите решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 13.10.2020 по делу N 2а-549/2020).

Вопрос об использовании данного земельного участка в целях размещения автомобильной дороги может быть размещен либо в административном (смотрите Вопрос: Безвозмездная передача земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2024 г.)), либо в судебном порядке (смотрите решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.10.2022 по делу N А79-4220/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей

Ответ прошел контроль качества

22 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное