Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация является собственником пути необщего пользования, а также грузополучателем. У организации нет договора с собственниками вагонов, перевозчиками. При этом после разгрузки вагонов организация в ОАО "РЖД" направляет уведомление о завершении операции и готовности к уборке вагонов. Собственник вагонов иногда не забирает с путей вагоны по 30-40 дней, якобы по причине неоформления документов. Можно ли предъявить претензию и взыскать за задержку уборки вагонов (например, ст. 100 Устава железнодорожного транспорта)?
К сожалению, дать однозначный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Поясним подробнее.
I. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с УЖТ РФ. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.
Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать:
- по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования;
- по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.
При использовании железнодорожного пути необщего пользования для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов без указанного согласования владелец инфраструктуры и перевозчик несут ответственность в размере, равном установленному ст. 99 УЖТ РФ размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Согласно ст. 99 УЖТ РФ в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100 и 101 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров.
В силу ст. 100 УЖТ РФ за задержку вагонов в случаях, предусмотренных ст. 47 и 99 УЖТ РФ, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов.
В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ базовый размер исчисления сборов и штрафов - величина, в соответствии с которой рассчитываются сборы и штрафы для участников перевозочного процесса, равная 100 рублям.
Иначе говоря, в рассматриваемой ситуации владелец путей необщего пользования вправе взыскать с перевозчика не убытки, а штраф в размере 200 руб. за каждый час простоя каждого вагона. Данный вывод косвенно подтверждается пунктом 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г. В данном деле суд указал на возможность взыскания убытков владельца пути необщего пользования при нарушении сроков отправки вагонов, предусмотренных договором об эксплуатации этого пути. В отсутствие же договора подлежит применению ст. 63 УЖТ РФ (смотрите также постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 февраля 2025 г. N Ф03-5642/24 по делу N А73-11973/2024).
Вместе с тем в указанном пункте возможность взыскания штрафа, предусмотренного ст. 63 УЖД РФ (в десятикратном размере штрафа, установленного ст. 100 РФ), в отсутствие договора обусловлена тем, что при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик использует железнодорожный путь самовольно, без соответствующего правового основания. Опасность таких действий обуславливает высокий размер штрафа. Однако в рассматриваемой ситуации владелец пути необщего пользования является одновременно грузополучателем. В связи с этим утверждение о самовольном использовании перевозчиком этого железнодорожного пути представляется сомнительным. К сожалению, судебной практики по применению данных норм в ситуациях, аналогичных изложенной в вопросе, нами не обнаружено.
II. В то же время нельзя исключить применения в данном случае нормы абзаца второго ст. 100 УЖТ РФ, согласно которой за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В отсутствие договора, полагаем, для определения срока уборки вагонов следует руководствоваться п. 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26), согласно которому время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В то же время судебной практики по вопросу о применении данной нормы в отсутствие какого-либо договора между перевозчиком и грузополучателем, к сожалению, также не имеется. В то же время имеются судебные решения, в которых указывается, что в ситуации, когда стороны при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не согласовали сроки уборки вагонов с пути необщего пользования, факт виновной задержки уборки вагонов перевозчиком отсутствует и нет нарушения договорного обязательства (смотрите постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф01-3810/17 по делу N А43-16200/2016).
III. В приведенных выше примерах речь шла об ответственности перевозчика, как являющегося, так и не являющегося владельцем вагонов. Что же касается возможного предъявления требований к владельцу вагонов, не являющемуся перевозчиком, необходимо обратить внимание на следующее.
В п. 14 того же Обзора указывается, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Соответственно, права оператора подвижного состава при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (в рассматриваем деле речь шла о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой на основании ст. 62 УЖТ РФ).
Данная правовая позиция позволяет прийти к выводу о том, что и обязанности оператора подвижного состава (владельца железнодорожных вагонов, не являющегося перевозчиком) также не должны отличаться от установленных законом обязанностей перевозчика.
В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. К сожалению, судебной практики и разъяснений уполномоченных органов по ситуации, в точности соответствующей рассматриваемому вопросу, в настоящее время не имеется. Окончательное решение по рассматриваемому вопросу может принять только суд с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
13 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.