Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Обращение потребителя в сервисный центр по поводу устранения недостатка товара по истечении гарантийного срока

15 июля 2025

В гарантии указано:
1. Гарантийный срок эксплуатации - шесть месяцев.
2. Гарантийный срок хранения - не менее 12 месяцев со дня изготовления.
Товар был приобретен 23.06.2024, получается, шесть месяцев истекли, но 12 месяцев нет.
Можно ли обратиться в сервисный центр при наличии на руках чека, подтверждающего приобретение товара, гарантию, сейчас (май 2025 года), до истечения 12 месяцев?

Прежде всего отметим, что в силу ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу ст. 18, ст. 19 Закона N 2300-I потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в том числе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

То есть предъявить требования, связанные с недостатками товара, потребитель может продавцу и по истечении гарантийного срока (но в пределах двух лет со дня передачи товара), но в этом случае он должен сам доказать, что в товаре имеется недостаток, за который отвечает продавец (возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента). Осуществлять проверку качества товара и проводить экспертизу товара за свой счет после истечения гарантийного срока продавец не обязан.

Отметим, что согласно п. 6 ст. 18 Закона N 2300-I продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Относительно указанных в вопросе сроков.

Закон N 2300-I предусматривает следующие сроки, устанавливаемые изготовителем (продавцом):

- срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 Закона N 2300-I;

- срок годности - период, по истечении которого товар (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы)) считается непригодным для использования по назначению;

- гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона N 2300-I.

Нормами Закона N 2300-I, как и нормами ГК РФ, не предусмотрено деление гарантийных сроков на виды. Отметим, что деление гарантийных сроков на виды было ранее предусмотрено в Государственном стандарте Союза ССР ГОСТ 22352-77 (постановлением Госстандарта России от 23.01.1997 N 17 применение настоящего ГОСТ на территории РФ прекращено с 01.07.1997). В частности, в п. 2.1 названного ГОСТ было установлено, что в зависимости от свойств и назначения продукции в стандартах и технических условиях следует устанавливать следующие виды гарантийных сроков: гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийную наработку; гарантийный срок хранения. Пояснения к используемым терминам и положения об определении продолжительности гарантийных сроков изложены в приложениях к ГОСТ. Исходя из указанных пояснений, данные сроки являются техническими характеристиками продукции, которые могут быть установлены, например, в межгосударственных и национальных стандартах, а также в технических условиях или иной технической документации, разрабатываемых производителями на товар.

С учетом того, что нормами Закона N 2300-I не установлены понятия гарантийного срока эксплуатации, гарантийного срока хранения, то пояснить, каким образом соотносятся указанные сроки между собой, а также с понятием гарантийный срок, мы не можем.

Судебной практики применительно к рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось.

Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на обнаруженные нами примеры судебной практики, в которых понятие "гарантийный срок эксплуатации" соотносится с понятием "гарантийный срок" применительно к Закону N 2300-I:

- апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 06 июня 2023 г. по делу N 33-2004/2023;

- апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 июня 2023 г. по делу N 11-7825/202;

- определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 августа 2023 г. по делу N 8Г-19418/2023[88-20773/2023];

- решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 12 февраля 2024 г. по делу N 2-23/2024;

- определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2023 г. по делу N 8Г-25500/2022[88-514/2023-(88-24495/2022)].

Как следет из вопроса, на товар также установлен гарантийный срок шесть месяцев. Таким образом, в описанной ситуации потребитель может обратиться с требованием относительно недостатков товара к продавцу (в сервисный центр) по истечении данного шестимесячного срока, однако доказывать производственный, а не эксплуатационный характер недостатков необходимо будет также потребителю.

Однако в случае спора окончательное решение может быть принято только судом с учетом конкретных обстоятельств дела и условий договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтин Артем

Ответ прошел контроль качества

14 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное