Может ли пристав самостоятельно направить взысканные по одному исполнительному производству в отношении взыскателя на погашение требований по другому исполнительному производству, в котором взыскатель является должником?
Муниципальное унитарное предприятие является как взыскателем, так и должником по исполнительным производствам, находящимся на исполнении в отделе судебных приставов (ОСП):
- взыскателем перед гражданами - должниками по коммунальным платежам;
- должником перед организациями.
Может ли пристав на свое усмотрение перераспределить денежные средства, взысканные в рамках иных исполнительных производств в пользу предприятия, и направить их на погашение задолженности?
ОСП взыскал исполнительский сбор, но суд данный сбор отменил. Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.
ОСП может перенаправить эти денежные средства в счет погашения задолженности предприятия или обязано вернуть на расчетный счет?
Мы полагаем, что судебный пристав не может самостоятельно перераспределять денежные средства, поступившие на депозит судебных приставов в рамках одного исполнительного производства на погашение обязательств взыскателя, который является должником по другому исполнительному производству. Более того, пристав не может принять в исполнительное производство право требования взыскателя по одному исполнительному производству в целях погашения его задолженности по другому исполнительному производству.
В силу пункта 3 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя.
В силу ст. 110 Закона N 229-ФЗ денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации.
Денежные средства, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней.
О возможности направления взысканных денежных средств на погашение задолженности взыскателя по иным исполнительным производствам, в которых он выступает в качестве должника, в Законе N 229-ФЗ не сказано.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 75 Закона N 229-ФЗ в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе: 1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (дебиторская задолженность); 2) право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу.
При этом обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном ст. 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность (п. 2.1 ч. 1 ст. 75 Закона N 229-ФЗ).
Законодатель разграничивает понятия "дебиторская задолженность" и "право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу".
Выдача исполнительного листа на сумму добровольно не погашенной дебиторской задолженности означает, что соответствующая сумма для целей применения Закона N 229-ФЗ перестает быть дебиторской задолженностью и преобразуется в право требования по исполнительному документу, подлежащее взысканию конкретному лицу.
При наличии у одного и того же лица прав требования к должнику, подтвержденных одним решением суда, и долгов перед третьим лицом, подтвержденных другим решением суда, оба исполнительных листа обладают одинаковой силой, являясь исполнительными документами, подлежащими исполнению службой судебных приставов.
Погашение долгов такого лица, определенных судом и указанных в исполнительном листе по одному делу за счет денежных средств, причитающихся тому же лицу по исполнительному листу, выданному судом на основании другого дела, влечет коллизию этих исполнительных листов суда.
По смыслу норм ст. 75 Закона N 229-ФЗ допускается возможность судебного пристава-исполнителя обратить взыскание в рамках исполнительного производства на такие принадлежащие должнику имущественные права, как дебиторская задолженность, право получения денежных средств, права взыскателя по исполнительному листу. Однако указанная статья разграничивает эти понятия и, предусматривая для дебиторской задолженности и прав получения денежных средств единый порядок обращения взыскания, не распространяет его на имущественные права взыскателя по исполнительному листу.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, кассационное определение СК по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 г. по делу N 8а-24033/2020[88а-23510/2020]; апелляционное определение СК по административным делам Кировского областного суда от 06 апреля 2021 г. по делу N 33а-927/2021).
Относительно возврата взысканного исполнительского сбора. Согласно ч. 10 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, а также п. 2 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Ни ст. 112 Закона N 229-ФЗ, ни Правила возврата должнику исполнительского сбора не содержат положений, позволяющих судебному приставу самостоятельно направлять средства, взысканные ранее в уплату исполнительского сбора в случае его отмены судом, на погашение обязательств должника по исполнительным производствам.
Таким образом, полагаем, что пристав должен вернуть указанные денежные средства должнику в полном объеме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтин Артем
Ответ прошел контроль качества
12 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
