Новости и аналитика Правовые консультации Судебная практика Какими документами в автономном учреждении списать кредиторскую задолженность по доходам, срок давности которой более 3-х лет?

Какими документами в автономном учреждении списать кредиторскую задолженность по доходам, срок давности которой более 3-х лет?

Как и с оформлением каких документов в автономном учреждении списать кредиторскую задолженность по доходам, срок давности которой более трех лет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Кредиторская задолженность по доходам учитывается автономным учреждением на балансе до принятия решения о ее списании соответствующей комиссией. Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, составляется по форме 0510437. Основанием для принятия решения о списании кредиторской задолженности являются документы, подтверждающие истечение срока давности (договоры, акты, счета, платежные документы, выписки из лицевых счетов).

Обоснование вывода:

Кредиторская задолженность - это обязательство учреждения по совершению в пользу иного лица (кредитора) определенного действия, возникающее в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения) (п. 39 Стандарта "Концептуальные основы...", п. 1 ст. 307 ГК РФ). Кредиторская задолженность по доходам представляет собой обязательства учреждения по возврату плательщику излишне и (или) ошибочно поступивших денежных средств.

Критерий списания кредиторской задолженности с баланса - задолженность не является обязательством (п. 371 Инструкции N 157н), поскольку на балансе учреждения подлежит отражению не вся задолженность перед юридическими и физическими лицами, а лишь та, которая относится к обязательствам.

В отношении кредиторской задолженности, погашение которой не приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды, может быть принято решение о ее списании с балансового учета. Положения п. 371 Инструкции N 157н указывают на то, что принятие решения о списании кредиторской задолженности принимается комиссией (инвентаризационной комиссией). Соответственно, в целях принятия решений о списании кредиторской задолженности в учреждении может быть принято и закреплено в локальном акте одно из следующих решений:

- о создании постоянно действующей комиссии (профильной комиссии);

- о наделении соответствующими полномочиями инвентаризационной комиссии;

- о наделении соответствующими полномочиями комиссии по поступлению и выбытию активов.

В свою очередь, основаниями для принятия решения о списании кредиторской задолженности с баланса являются:

- неподтверждение ее кредитором по результатам инвентаризации (п. 371 Инструкции N 157н, пп. 97, 108 Инструкции N 183н);

- истечение срока исковой давности (п. 178 Инструкции N 183н).

При этом исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого на основании ст. 200 ГК РФ. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Стоит отметить, что согласно п. 371 Инструкции N 157н порядок принятия решений о списании кредиторской задолженности устанавливается для автономных учреждений - если иное не установлено бюджетным законодательством, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Помимо перечня оснований для принятия решений о списании кредиторской задолженности, установленный учреждением порядок должен содержать:

- порядок взаимодействия должностных лиц учреждения в целях принятия решения;

- перечень документов, подтверждающих обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения;

- сроки принятия и порядок документального оформления принятого решения.

К документам, послужившим основанием для принятия решения о списании кредиторской задолженности, относятся:

1) инвентаризационные описи;

2) документы, подтверждающие истечение срока давности (договоры, акты, счета, платежные документы, выписки из лицевых счетов);

3) документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Сами по себе действия по списанию кредиторской задолженности с балансового учета не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, такие действия не подлежат согласованию автономными учреждениями в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 153 ГК РФ, ст. 14, 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

Однако на практике подобное требование может быть установлено в отношении подведомственных автономных учреждений - учредителем (смотрите, например, п. 25 Положения о порядке учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области, утвержденного приказом Министерства образования Иркутской области от 01.05.2015 N 48-МПР).

Отметим, что кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (пп. 97, 108, 157, 166, 168, 178 Инструкции N 183н).

При этом если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и основания для возобновления процедуры взыскания такой задолженности отсутствуют, то информация о ней на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" не отражается (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.03.2022 N 02-07-10/18268, от 25.05.2020 N 02-07-05/43271).

В отношении документального оформления отметим следующее. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 20 Стандарта "Концептуальные основы...", Приложение N 5 к Приказу N 61н). Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н и Приказом N 61н. Порядок документального оформления операций по списанию задолженности устанавливается в учетной политике.

Невостребованная задолженность выявляется по результатам инвентаризации. Решение о проведении инвентаризации составляется по форме 0510439. Приказом N 61н предусмотрена Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468). Она применяется для отражения результатов инвентаризации расчетов по доходам (поступлениям) учреждений. Результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации (ф. 0510463), который формируется на основании данных инвентаризационных описей.

В свою очередь, Решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, составляется по форме 0510437. Решение (ф. 0510437) формируется на основании Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463). При заполнении Решения (ф. 0510437) следует руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом N 61н, Методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-07/98091. К Решению (ф. 0510437) прикладываются документы, подтверждающие истечение срока давности задолженности (договоры, акты, счета, платежные документы, выписки из лицевых счетов).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Списание кредиторской задолженности (для бюджетной сферы);

- Энциклопедия решений. Начало и окончание течения срока исковой давности;

- Путеводитель по формам документов для бюджетной сферы: учет и отчетность (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина

Ответ прошел контроль качества

14 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.