Новости и аналитика Правовые консультации Судебная практика Обоснованность претензии о возмещении убытков в виде неустойки, которую потерпевший будет обязан уплатить по договору с третьим лицом

Обоснованность претензии о возмещении убытков в виде неустойки, которую потерпевший будет обязан уплатить по договору с третьим лицом

Между исполнителем и клиентом заключен договор бухгалтерского обслуживания. Клиент выставил претензию на возмещение потерь (штраф от поставщика клиента за просрочку оплаты, допущенную в связи с ошибкой исполнителя при исполнении договора бухгалтерского обслуживания). Штраф еще не уплачен, и ведется судебное разбирательство. В качестве документационного подтверждения клиент прикладывает свою позицию в суде. Срок исковой давности по направлению претензии 1 год - истекает 8 мая 2025 года. Ответчик согласен, что частично по его вине произошел срыв срока оплаты, и часть штрафа готов возместить. Можно ли ответчику написать отказ на претензию, так как документационного подтверждения потерь еще нет (штраф со стороны клиента его поставщику не уплачен), или он должен согласиться с претензией и оплатить?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При описанных обстоятельствах у исполнителя нет формальных оснований для удовлетворения претензии клиента.

Обоснование позиции:

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ). Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Согласно положениям ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Будучи мерой ответственности, возмещение убытков может быть возложено на должника при наличии определенных оснований, к которым относятся:

- факт нарушения, то есть неправомерное (в противоречие с законом или договором) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

- факт причинения убытков;

- причинно-следственная связь между нарушением и убытками;

- вина должника (за исключением тех случаев, когда в соответствии с законом или договором должник отвечает независимо от вины).

Кроме того, лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать их размер.

Таким образом, если обязанность уплаты упомянутой в вопросе неустойки возникла у клиента исключительно в связи с ошибкой, допущенной исполнителем при исполнении договора о бухгалтерском обслуживании, соответствующие расходы клиента принципиально могут быть взысканы с исполнителя в качестве убытков.

При этом нужно учитывать, что по смыслу ст. 15 ГК РФ одним из условий, соблюдение которых необходимо для отнесения еще не понесенных расходов к убыткам, является неизбежный характер таких расходов. В п. 10 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Поскольку в рассматриваемой ситуации требование к клиенту о взыскании неустойки рассматривается в суде, представляется очевидным, что указанное требование не является бесспорным, а соответствующие расходы не могут рассматриваться в качестве неизбежных расходов, которые клиент понесет в будущем. Поэтому, на наш взгляд, до вступления в силу судебного акта, которым будет установлена обязанность клиента уплатить контрагенту неустойку, формальных оснований для удовлетворения исполнителем претензии клиента не имеется.

В заключение напомним, что общий срок исковой давности, который применяется в отношении всех требований, кроме тех, на которые исковая давность не распространяется, и требований, в отношении которых предусмотрены специальные сроки исковой давности, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Специального срока исковой давности применительно к требованию о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора возмездного оказания услуг, законом не установлено. Поэтому с соответствующим требованием клиент может обратиться в суд в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

17 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.