Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Сотрудник, входящий в плавсостав судна, работает по трудовому договору в районе Крайнего Севера. После навигации предоставляются отгулы (часы переработок за навигацию и работу в выходные и праздничные дни). Подлежат ли оплате указанные дни отгулов? Отпуск не считают по дням, как за год, а только за отработанные месяцы. Нарушение ли это? После отпуска и отгулов должен идти межнавигационный отпуск. Как должны оплачивать его? И вправе ли работодатель заставлять писать на этот период заявление на предоставление отпуска без сохранения заработной платы?

30 мая 2025

Сотрудник, входящий в плавсостав судна, работает по трудовому договору в районе Крайнего Севера. Навигация длится ориентировочно с 20 мая по 1 ноября. После навигации предоставляются отпуск и отгулы (часы переработок за навигацию и работа в выходные и праздничные дни (около 24 дней)).
В расчетных листах нет расчета за отгулы (в одинарном размере).
Является ли это нарушением?
Кроме того, отпуск не считают по дням, как за год, а только за отработанные месяцы.
Является ли это нарушением?
Работник оформлен на постоянную работу. После отпуска и отгулов должен идти межнавигационный отпуск.
Как должен оплачиваться межнавигационный отпуск? Вправе ли работодатель требовать написать на этот период заявление о предоставление отпуска без сохранения заработной платы? К какой ответственности можно привлечь работодателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммированные дни отдыха за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, подлежат дополнительной оплате в случае, если это прямо предусмотрено в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам плавсостава предоставляется за каждый рабочий год сотрудника, а не только за время работы в период навигации.

Если межнавигационный отпуск не предусмотрен трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором, то так как работодатель не может обеспечить работника работой, обусловленной трудовым договором, он вправе объявить работнику простой по вине работодателя с оплатой не менее двух третей средней заработной платы работника.

Обоснование вывода:

На основании п. 2 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ трудовые отношения членов экипажа судна (работников) и судовладельца (работодателя) регулируются эти кодексом, законодательством РФ о труде, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине, утвержденным Правительством РФ, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Частью второй ст. 329 ТК РФ установлено, что отдельным категориям работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

В соответствии с этой нормой с учетом специфики работы внутреннего водного транспорта разработано и действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 (далее - Положение).

Согласно п. 19 Положения работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха ("отгульные дни").

Число таких дней рассчитывается делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п. 6 Положения. При определении фактически отработанного работником времени за учетный период не учитывается время выполнения им работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой.

Суммированные дни отдыха могут предоставляться как в навигационный период, так и в межнавигационный. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем (п. 23 Положения). При определении очередности предоставления суммированных дней отдыха работодателю необходимо учитывать положения ст. 104, ст. 110 ТК РФ, анализ которых позволяет сделать вывод, что суммированные дни отдыха должны быть предоставлены работнику в пределах учетного периода.

Суммированные дни отдыха по своей природе идентичны выходным дням. Предоставление таких дней отдыха компенсирует переработку, а не уменьшает норму рабочего времени. Отметим также, что письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2006 N 858-19 был разъяснен характер таких дней отдыха: они носят особый характер и не являются ни временем, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, ни временем, когда работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ, поскольку режим труда и отдыха, а также система оплаты труда членов экипажей судов имеют определенную специфику и не соответствуют положениям ст. 153, 297 и 301 ТК РФ.

Согласно п. 6.22 Федерального отраслевого соглашения по внутреннему водному транспорту Российской Федерации на 2024-2027 годы (утверждено Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации и Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российская палата судоходства" 15 марта 2024 г.) в случае, если условиями коллективного договора, локального нормативного акта и/или трудового договора предусмотрено, что оплата за дни, подлежащие включению в суммированные дни отдыха, производится работодателем одновременно с оплатой труда работника в период работы на судне, предоставляемые работнику по окончании работы на судне суммированные дни отдыха дополнительной оплате не подлежат.

Условиями коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора может быть предусмотрена замена суммированных дней отдыха денежной компенсацией в размере не ниже установленного законодательством Российской Федерации.

Порядок оплаты и предоставления суммированных дней отдыха, размер денежной компенсации за неиспользованные суммированные дни отдыха устанавливаются в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Таким образом, суммированные дни отдыха подлежат дополнительной оплате в случае, если это прямо предусмотрено в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 марта 2015 г. по делу N 33-1374/2015).

Согласно п. 16 Положения работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха: ежедневный отдых; перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

При этом Положение не содержит каких-либо особенностей порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков для работников плавсостава.

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, то есть в каждом рабочем году. Первый рабочий год начинается в день приема на работу к данному работодателю и заканчивается через 12 месяцев, включаемых в стаж, дающий право на отпуск. Следующий рабочий год начинается сразу после окончания предыдущего (смотрите также письмо Роструда от 08.12.2008 N 2742-6-1). Периоды, которые не включаются в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, перечислены в ст. 121 ТК РФ.

Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск работникам плавсостава предоставляется за каждый рабочий год сотрудника, а не только за время работы в период навигации.

Что касается вопроса о предоставлении межнавигационного отпуска необходимо отметить следующее.

Ни ТК РФ, ни Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, ни Положение не содержат ни понятия межнавигационного отпуска, ни порядка его предоставления. В частности, п. 16 Положения, перечисляя виды времени отдыха, на которые имеет право работник, упоминает только ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. А в свою очередь, исходя из буквального толкования ст. 116 ТК РФ, дополнительные оплачиваемые отпуска могут быть предусмотрены либо ТК РФ и иными федеральными законами, либо коллективными договорами или локальными нормативными актами конкретного работодателя, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом в последнем случае порядок и условия предоставления этих отпусков определяются соответствующими коллективными договорами и локальными нормативными актами.

Единственным документом, регулирующим трудовые отношения работников речного транспорта, в котором содержатся положения о межнавигационном отпуске, является Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2022-2025 годы (далее - Соглашение Росморречфлота). В п. 5.5 этого Соглашения установлено, что в целях сохранения и закрепления кадров плавсостава, незанятых в межнавигационный период и в случае невозможности предоставления рабочего места, работнику по его письменному заявлению может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск в межнавигационный период из расчета не менее 10 000 рублей за каждый месяц предоставленного отпуска. Продолжительность дополнительного отпуска в межнавигационный период устанавливается по соглашению между работодателем и работником. При возвращении работника из дополнительного отпуска к месту работы ему оплачиваются фактические расходы на проезд к месту жительства и обратно на основании представленных документов. Условия предоставления, размер и порядок оплаты оплачиваемого дополнительного отпуска в межнавигационный период устанавливаются коллективным договором.

Однако, как следует из самого названия Соглашения Росморречфлота, а также положений п. 1.4 этого Соглашения, его действие распространяется на работников и работодателей Учреждений, подведомственных Росморречфлоту, и не распространяется на коммерческие организации, не финансируемые из федерального бюджета.

Вместе с тем, как следует из ст. 128 ТК РФ, возможность приостановления работником работы в межнавигационный период и направление работника в отпуск без сохранения заработной платы возможно только при условии, что на это имеется согласие такого работника, которое в рассматриваемом случае отсутствует.

При этом во всех вышеназванных нормативных правовых актах и соглашениях, применимых к организации-работодателю, также отсутствуют нормы, которые регламентировали бы порядок осуществления трудовой деятельности и оплаты труда работников плавсостава, для которых у работодателя в межнавигационный период отсутствует работа по занимаемой ими должности, но которые отказались подписать заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы. В них имеются только положения о порядке регулирования рабочего времени и времени отдыха работников плавсостава в межнавигационный период, если они используются на зимнем отстое, саморемонте и других работах: оно регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций (п. 31 Положения).

В связи с изложенным, принимая во внимание отсутствие специальных норм, регламентирующих деятельность таких работников, к ним стоит применять общие положения трудового законодательства.

В свою очередь, как это уже отмечалось выше, трудовое законодательство не предоставляет работодателю возможности принудительного направления работника в отпуск без сохранения заработной платы при отсутствии у него работы для такого сотрудника (смотрите Разъяснение "Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя", утвержденное постановлением Минтруда России от 27.06.1996 N 40).

Также отсутствие работы по занимаемой должности не является основанием и для принудительного перевода работника на другую должность, имеющуюся у этого работодателя. Ведь согласно части первой ст. 72.1 и части второй ст. 72.2 ТК РФ даже временный перевод работника по общему правилу допускается только с его письменного согласия. Исключение составляют лишь случаи, когда работник временно (до одного месяца) переводится на другую работу в целях предотвращения или ликвидации последствий катастроф природного или техногенного характера, производственных аварий, несчастных случаев на производстве, пожаров, наводнений, голода, землетрясений, эпидемий или эпизоотий и иных исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, а также при простое, вызванном вышеуказанными причинами (часть вторая и часть третья ст. 72.2 ТК РФ). При этом в последнем случае перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (часть четвертая ст. 72.2 ТК РФ).

Очевидно, что прекращение навигации, вызванное обычными сезонными природными явлениями, не может относиться к вышеуказанным исключительным обстоятельствам. Поэтому в рассматриваемом случае временный перевод работника на имеющуюся у работодателя должность дворника не может быть произведен при отсутствии согласия такого работника.

Отсутствие у работодателя работы для работников плавсостава в межнавигационный период, на наш взгляд, следует квалифицировать как простой, то есть временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (часть третья ст. 72.2 ТК РФ). Аналогичное мнение высказывают и специалисты Роструда (смотрите ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

В заключение отметим, что в соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В частности, основными способами защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита и федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. За защитой своих прав работник вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (ст. 353 ТК РФ), в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), в прокуратуру, а также в суд (ст. 391 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное