Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На балансе федерального бюджетного учреждения (центр гигиены и эпидемиологии, далее - учреждение) числится сооружение, представляющее собой подземный ввод трубы подачи тепловой энергии (далее - сооружение) в нежилое здание, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления.
Сооружение было передано учреждению в 2003 году. Каких-либо документов (кадастрового и технического паспорта, свидетельства о регистрации права собственности, иных документов идентифицирующих имущество, и правоустанавливающих документов) не сохранилось. Организация, передавшая имущество, утверждает, что все документы уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Единственным доказательством принадлежности сооружения учреждению являются акты о границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, за состояние энергоустановок, составляемые в рамках договоров теплоснабжения.
У органа местного самоуправления, на территории которого находится сооружение, а также у территориального отдела Росимущества отсутствует какая-либо информация о принадлежности сооружения. Также она отсутствует у теплоснабжающей организации.
В настоящее время ведется работа по оформлению права оперативного управления учреждения на сооружение.
В каком порядке возможно оформить право оперативного управления с учетом того, что отсутствует информация о нахождении сооружения как в федеральной, так и в муниципальной собственности?
Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение 15 лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Применим ли данный порядок к оформлению права оперативного управления бюджетного учреждения? Если подача заявления о признании права оперативного управления на сооружение в этом порядке не допускается, то в каком порядке возможно принять его в собственность Российской федерации и оперативное управление учреждения?
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке. Открытый перечень документов, на основании которых могут быть осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, содержится в ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем из вопроса следует, что какие-либо документы в отношении указанного в вопросе сооружения у федерального бюджетного учреждения, а равно и у других органов и организаций, отсутствуют, в реестрах государственного или муниципального имущества оно не значится. Данное обстоятельство исключает не только возможность подачи указанного выше заявления о регистрации прав на него, в том числе по основанию, предусмотренному ч. 6.2 ст. 70 Закона N 218-ФЗ, но и обращение в суд с заявлением о признании права, поскольку согласно разъяснениям, данным в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Сам же по себе факт нахождения имущества на балансе лица не является доказательством наличия права собственности (иного вещного права) или законного владения (п. 36 Постановления N 10/22).
Как следствие, единственной возможностью для учреждения признать за собой право оперативного управления на это имущество является приобретательная давность.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены названной статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу приведенной нормы, а также положений п. 1 и п. 2 ст. 225 ГК РФ в силу приобретательной давности право собственности может быть приобретено на недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество, то есть на имущество, которое не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался (смотрите также п. 16 Постановления N 10/22).
При этом должны соблюдаться следующие условия (п. 15 Постановления N 10/22):
1) имущество должно находится в фактическом владении лица, желающего признать за собой право собственности;
2) это лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, не владело соответствующим имуществом на основании договора и относилось к нему как к своему собственному;
3) данное лицо не скрывало факта нахождения имущества в его владении;
4) имущество не должно выбывать из владения указанного лица и его правопредшественника (при наличии последнего) в течение всего срока давностного владения (за исключением случаев передачи во временное владение другому лицу и периода владения того лица, у которого это имущество было истребовано давностным владельцем по виндикационному иску, предусмотренному ст. 301 ГК РФ).
Безусловно, государственному учреждению имущество может принадлежать лишь на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ). Однако учреждение в силу п. 2 ст. 299 ГК РФ вправе самостоятельно приобретать имущество в свое оперативное управление по основаниям, установленным гражданским законодательством для приобретения права собственности на него. В связи с этим правоприменительная практика признает возможность обращения учреждения в суд с заявлением о признании за ним права оперативного управления на какое-либо имущество в силу приобретательной давности (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2015 N Ф10-3386/15, решение Арбитражного суда Приморского края от 03.04.2024 по делу N А51-13780/2023, решение Арбитражного суда Приморского края от 24.10.2023 по делу N А51-23188/2022, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.09.2023 по делу N А45-13034/2023, решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2023 по делу N А13-7881/2023, решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.05.2022 по делу N А62-1101/2022)*(1).
По смыслу п. 1 ст. 123.21, ст. 216, 296 ГК РФ право оперативного управления имуществом производно от права собственности учредителя и не может существовать отдельно от него (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 N 09АП-59458/20). Соответственно, при подаче заявления о признании права оперативного управления за учреждением в него также должно быть включено требование о признании права собственности на соответствующее имущество за учредителем. Сам учредитель должен быть привлечен к участию в деле (п. 6 Постановления N 10/22).
В заключение отметим, что согласно разъяснениям, данным в п. 19 Постановления N 10/22, признание права собственности или права оперативного управления на недвижимое имущество по давности владения по общему правилу производится в исковом порядке, то есть путем подачи в суд иска о признании права собственности. Ответчиком по такому иску является прежний собственник имущества.
В тех же случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности (п. 1 ч. 2 ст. 218 ГК РФ). Дела по таким заявлениям рассматриваются в порядке, установленном главой 27 АПК РФ. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор. Решение суда об установлении факта владения движимым имуществом в течение срока приобретательной давности подтвердит возникновение соответствующего права (смотрите также постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 N 13АП-19137/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 N 20АП-4670/18).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
21 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим ради справедливости, что имеется и другой правовой подход, согласно которому право оперативного управления на имущество, являясь производным правом на вещь, не может возникнуть по давности владения и приобретается не ранее признания права собственности на такое имущество, в порядке ст. 234 ГК РФ за лицом, принявшим решение о его закреплении за предприятием, учреждением или иным субъектом оперативного управления (постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2012 N Ф03-474/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2008 N А33-14737/2007-Ф02-2838/2008, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 N 19АП-7586/20, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 N 07АП-11495/13 и от 08.05.2008 N 07АП-1809/08, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 15АП-16744/13).