Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Граждане А. и Б. вступают в наследство после смерти гражданки И. в 2006 г. В отношении гражданки И. вынесено три судебных приказа 2022 (период задолженности с августа 2019 года по март 2022 года), 2023 и 2024 годов. Приказы 2022 и 2023 годов окончены ОСП в связи с невозможностью взыскания (судебный приказ по долгу за 2022 год - от февраля 2023 года, судебный приказ по долгу за 2023 год - от ноября 2024 года).
Возможно ли обратиться в суд с одним заявлением о правопреемстве по трем приказам? Учитываются ли сроки исковой давности по приказу 2022 года (задолженность с августа 2019 года по март 2022 года, вынесен приказ в марте 2022 года, окончен ОСП в феврале 2023 года)? Возможно ли обращение в суд с заявлением о правопреемстве с приказом 2024 года, если граждане А. и Б. вступили в наследство в июле 2023 года, а приказ вынесен в сентябре 2024 года (на момент обращения сведений о смерти гражданки И. не было)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа, вынесенного после смерти должника, подлежит прекращению. При этом кредитор вправе предъявить свои требования о взыскании задолженности к наследникам умершего.
Обоснование вывода:
Подпунктом 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают в том числе из судебного решения об их установлении.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина (как способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (п. 1 ст. 418 ГК РФ).
Из содержания приведенных норм в их совокупности и взаимной связи следует, что какая-либо имущественная обязанность (в том числе уплатить определенную денежную сумму или передать вещь) может быть возложена на должника-гражданина судебным актом (в том числе судебным приказом) исключительно в течение его жизни; смерть наследодателя-должника является основанием для прекращения правоспособности последнего, а также для перемены лица в спорном правоотношении (при условии, что оно допускает правопреемство), то есть влечет за собой замену гражданина-должника его наследником (или наследниками) непосредственно со дня открытия наследства (смерти наследодателя) - в обязательстве целиком либо в его части в зависимости от соотношения общего объема долгов со стоимостью наследственного имущества.
Поскольку истец обратился за взысканием задолженности после смерти должника, то возможность выдачи судебного приказа исключалась, поскольку правоспособность должника прекратилась вследствие его смерти.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1114 ГК РФ, временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323 ГК РФ). При этом каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ).
При наличии у должника наследника (наследников) последний вступает в материальное правоотношение на стороне должника в порядке наследования (ст. 1112 ГК РФ) и приобретает соответствующие процессуальные правомочия (ст. 44 ГПК РФ), включая право на подачу заявления об отмене судебного приказа.
Следовательно, после смерти должника требования о взыскании образовавшейся задолженности могли быть предъявлены только к его наследникам в порядке искового производства с соблюдением требований подсудности, установленных ГПК РФ.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской правоспособностью.
Процессуальное правопреемство, предусмотренное ст. 44 ГПК РФ, допускается, если наступила смерть гражданина, являющегося стороной по делу.
В рассматриваемом же случае смерть должника наступила ранее выдачи судебных приказв, а потому изначально должник не мог быть стороной по делу в связи с прекращением гражданской правоспособности, соответственно, обязательства перед взыскателем, возложенные на умершего должника судебными приказами, не могли войти в состав наследства, оставшегося после смерти наследодателя. Поэтому исполнительные производства подлежат прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (см.: определение Вичугского городского суда Ивановской области от 16 февраля 2023 г. по делу N 13-67/2023, определение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 мая 2023 г. по делу N 13-1817/2023, кассационное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 января 2011 г. по делу N 33-673/2010, апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 28 февраля 2023 г. по делу N 33-1922/2023).
При таких обстоятельствах наследник (наследники) вправе требовать отмены судебных приказов мирового судьи. Таким же правом наделен судебный пристав-исполнитель. Взыскатель в свою очередь не лишен права предъявить свои требования в порядке искового производства (см. определение Центрального районного суда г. Воронежа Воронежской области от 07 апреля 2025 г. по делу N 2-1675/2025, определение Заринского городского суда Алтайского края от 07 апреля 2025 г. по делу N 2-316/2025).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
22 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.