Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 в РФ с 21 сентября 2022 г. объявлена частичная мобилизация.
Гражданин А. повестку о призыве на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации не получал, добровольно явился в военкомат в ноябре 2022 года и был призван на военную службу по мобилизации. Контракт ни с кем не заключал до настоящего времени. По сегодняшний день гражданин А. находится в зоне СВО. В последнее время настойчиво предлагается заключить контракт с Министерством обороны (гражданин А. не хочет) либо письменно объяснить причины отказа от заключения контракта. Гражданин А. добровольно пошел на СВО, но после окончания СВО свою жизнь с армией связывать не желает.
Обязан ли мобилизованный гражданин заключать контракт о прохождении военной службы?
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. Из п. 2 ст. 1 Закона N 53-ФЗ, раздела V Закона N 53-ФЗ следует, что граждане, призванные в связи с мобилизацией, проходят военную службу по призыву, объявленному в связи с мобилизацией.
Из системного толкования положений Закона N 53-ФЗ (например, из ст. 5 Закона N 53-ФЗ) следует, что в нем разделены категории граждан, проходящих военную службу по призыву, и граждан, проходящих военную службу по контракту.
С 21 сентября 2022 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ) (п. 1, 2 Указа) в Российской Федерации осуществляется призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 Указа установлено, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, и их уровень денежного содержания соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. Таким образом, Указ автоматически приравнивает граждан, призванных на военную службу по мобилизации, к военнослужащим, проходящим службу по контракту, и не требует подписания ими контракта либо каких-либо иных документов. Кроме того, п. 5 Указа предусматривает основания для увольнения как граждан, призванных по мобилизации, так и граждан, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, данные понятия не отождествляются, это разные категории военнослужащих.
Хотя законодательство не предусматривает специальных правил о дне, являющегося днем начала военной службы для граждан, призванных по мобилизации, суды признают таким днем день заключения контракта только для военнослужащих по контракту и указывают, что в соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пп. 10 и 11 ст. 38 Закона N 53-ФЗ, в их взаимосвязи с положениями Закона N 31-ФЗ, началом военной службы гражданина Российской Федерации, призванного на военную службу по мобилизации, считается день зачисления его в списки личного состава воинской части либо дата издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы (смотрите, например, решение Казанского гарнизонного военного суда Республики Татарстан от 23 января 2024 г. по делу N 2а-33/2024, определение Ярославского гарнизонного военного суда Ярославской области от 15 марта 2023 г. по делу N 5-18/2023, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07 августа 2024 г. по делу N 8а-20040/2024[88а-18846/2024]).
Ни Закон N 31-ФЗ, ни Закон N 53-ФЗ, ни какие-либо другие нормативные правовые либо нормативные акты не содержат положений, обязывающих заключать контракт с гражданами, призванными на военную службу, в том числе по мобилизации.
Таким образом, заключение контракта с гражданином, призванным на военную службу по мобилизации, не предусмотрено, статус военнослужащего по контракту он приобретает автоматически в силу прямого действия Указа.
Кроме того, в отличие от призыва гражданина по мобилизации, заключение контракта о прохождении военной службы осуществляется исключительно по инициативе гражданина в добровольном порядке. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ, прохождение военной службы осуществляется гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в добровольном порядке (по контракту).
Согласно п. 1 ст. 32 Закона N 53-ФЗ контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В силу п. 2 данной статьи в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Аналогичные положения закреплены в подп. "б" п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), п. 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы (Приложение 1 к данному указу). Кроме того, п. 1 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает, что военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде (аналог заявления), которое подлежит рассмотрению командиром воинской части.
Положений, предусматривающих безусловное принятие гражданина, проходящего военную службу по призыву (в том числе по мобилизации), на военную службу по контракту, либо положений, обязывающих его заключить такой контракт, законодательством не предусмотрено.
Каких-либо санкций за отказ от подписания контракта не предусмотрен.
Таким образом, в отличие от службы по мобилизации, предусматривающей обязанность гражданина, не имеющего оснований для отсрочки и освобождения, проходить данную службу, заключение контракта является следствием добровольного волеизъявления гражданина.
Следовательно, заключение контракта является актом волеизъявления гражданина и уважительные причины для отказа от его подписания не требуются.
Вместе с тем в случае необходимости полагаем возможным использовать в качестве причин, которые могут быть признаны таковыми, перечень оснований для увольнения с военной службы в период мобилизации, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. N 580дсп "О некоторых вопросах прохождения военной службы" (далее - Указ N 580), не опубликованным на официальных сайтах. С содержанием данного Указа можно ознакомиться по его упоминаниям в судебной практике и в открытых источниках. В частности, оттуда следует, что данным Указом установлены дополнительные основания для увольнения с военной службы, а именно: подп. "б", "г" и "к" п. 1, подп. "а", "ж" и "м" п. 2, подп. "б"-"д" п. 3 и п. 6 ст. 51 Закона N 53-ФЗ, а именно:
- по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе с учетом ограничений, установленных подп. "г" п. 1 ст. 51 Закона N 53-ФЗ;
- в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
- в связи с несоответствием установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов;
- по семейным обстоятельствам;
- в связи с наделением полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или наделением полномочиями сенатора Российской Федерации (назначением сенатором Российской Федерации);
- в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
- военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
В случае наложения на гражданина взыскания за отказ от подписания контракта полагаем целесообразным обжаловать действия должностного лица.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
6 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.