Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Если муниципальный служащий, внесенный в перечень лиц, сдающих декларацию о доходах, находится под домашним арестом, но он не уволен с муниципальной службы, он должен сдавать декларацию?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Муниципальный служащий, трудовой договор с которым не прекращался, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в том числе в случае нахождения под домашним арестом в период декларационной компании.
Обоснование позиции:
Пунктами 1.2 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ), а также ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальные служащие, замещающие должности, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для их представления государственными гражданскими служащими субъектов РФ.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 5 ст. 15 Закона N 25-ФЗ, ч. 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Ни Законом N 25-ФЗ, ни Законом N 273-ФЗ, ни другими федеральными законами не установлено, что муниципальный служащий освобождается от обязанности предоставлять сведения в случае избрания в отношении него такой меры пресечения, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством, как домашний арест в установленный срок.
В то же время согласно части 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ муниципальный служащий освобождается от дисциплинарной ответственности в случае, если неисполнение обязанности по предоставлению сведений признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном этой статьей. Исполнение такой обязанности должно быть обеспечено муниципальным служащим не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 42 и п. 45 Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2025 году (за отчетный 2024 год), утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по состоянию на 28 декабря 2024 г., в случае невозможности исполнения служащим обязанности представить сведения (как в отношении самого себя, так и в отношении членов семьи) вследствие не зависящих от него обстоятельств, такое лицо в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, обязано подать в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иной коллегиальный орган, осуществляющий функции указанной комиссии) уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов, иных материалов и (или) информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств.
Конкретные не зависящие от служащего (работника) обстоятельства приведены в ч. 4 ст. 13 Закона N 273-ФЗ. В указанной норме нахождение под домашним арестом не названо в числе таких обстоятельств. Однако в качестве таких обстоятельств фигурируют запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. При этом не зависящими от физического лица обстоятельствами согласно этой норме Закона не могут быть признаны обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Как показывает судебная практика, вывод суда о правомерности применения взыскания в виде увольнения к лицам, обязанным подавать сведения, но не подавшим их в установленный срок в связи с нахождением под домашним арестом, зависит от конкретных обстоятельств дела, и оценки судом этих обстоятельств. Так, в определении СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 05.10.2023 по делу N 33-3689/2023 суд пришел к выводу о незаконности увольнения работника в связи с утратой доверия (по пункту 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ) в связи с непредставлением им сведений ввиду нахождения под домашним арестом, является незаконным. По мнению судей, нахождение работника под домашним арестом, когда ему запрещено выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи, включая стационарные и мобильные телефоны, и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", является объективной причиной, препятствующей работнику в установленный срок представить сведения.
В определении СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 14.01.2025 по делу N 33-427/2025 судьи признали правомерным применение взыскания, предусмотренного ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), в виде увольнения с государственной гражданской службы гражданского служащего, не предоставившего в установленный срок сведения в связи с нахождением под стражей, а затем под домашним арестом. По мнению судей, нормы Закона N 79-ФЗ не предусматривают освобождение лица, находящегося под стражей, от обязанности представить сведения о доходах в предусмотренные законом сроки, и не позволяют расценивать представление таких сведений с нарушением срока как исполнение соответствующей обязанности и в связи с этим не устанавливают и ответственность за несвоевременное представление сведений. Суд отметил, что гражданский служащий не предпринял мер к исполнению обязанности о предоставлении сведений в рамках декларационной компании, к администрации следственного изолятора, следователю с соответствующими заявлениями об оказании содействия в предоставлении сведений, не обращался. По мнению суда, у служащего была возможность уведомить представителя нанимателя о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязанности представить сведения, при этом исключающих данную возможность обстоятельств в ходе проверки суд не установил (смотрите также определение СК по гражданским делам Сахалинского областного суда от 03.08.2021 по делу N 33-1769/2021).
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что муниципальный служащий, внесенный в перечень лиц, предоставляющих сведения, не освобождается от обязанности предоставлять сведения в период своего нахождения под домашним арестом. Однако вывод о правомерности применения в отношении него меры дисциплинарной ответственности за непредставление сведений в установленный срок зависит от совокупности обстоятельств, имеющих место в каждом отдельном случае, оценить которые может только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.