Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Вопрос об обращении взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов в соответствии с положениями Закона N 83-ФЗ, которые являются специальными по отношению к Закону N 229-ФЗ, то есть исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ при отсутствии у бюджетного учреждения лицевых счетов, открытых в ТОФК, финорганах субъектов РФ или муниципальных образований. Исполнительный лист, судебный приказ и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов подлежат направлению в орган по месту открытия бюджетному учреждению лицевых счетов.
Но судебные приставы, которые в течение трех лет три раза получали обращение о снятии запрета на регистрационные действия и отмене исполнительского сбора, решили направить документы на взыскание исполнительского сбора в Минфин, где у должника (бюджетного учреждения) открыты лицевые счета. На требование снять запрет на регистрационные действия и отменить исполнительский сбор они ответили, что пока должник не оплатит через лицевой счет, запрет не снимут.
Имеются ли основания для взыскания исполнительского сбора, если у должника (бюджетного учреждения) имеются лицевые счета и приоритет имеет Закон N 83-ФЗ? Верно ли, что исполнительский сбор взыскивается при возбуждении исполнительного производства по Закону N 229-ФЗ?
1. Законодательством установлен особый порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, он определен ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ).
Пунктом 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возложена обязанность не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
В свою очередь, должник - бюджетное учреждение обязано в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете; самостоятельно определить, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает*(1) до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую функцию обеспечения исполнения решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
При этом положения Закона N 83-ФЗ являются специальными по отношению к Закону N 229-ФЗ, то есть исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ при отсутствии у бюджетного учреждения лицевых счетов, открытых в территориальном органе федерального казначейства, финорганах субъектов РФ или муниципальных образований, в случае обращения взыскания на имущество учреждения, а также если предметом исполнения является неимущественное требование (например, совершить определенные действия).
Специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений обусловлен преобладанием в их деятельности публично значимых функций: этим объясняется особый порядок выплат с их лицевых счетов, связанный с поддержанием объема средств, необходимых для осуществления этих функций (п. 6.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25 января 2024 г. N 3-П).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ принцип иммунитета бюджета распространяется и на взыскание исполнительского сбора (смотрите определения от 31 марта 2020 г. N 306-ЭС20-3944, от 16 февраля 2022 г. N 308-ЭС21-28905).
Соответственно, если содержащееся в исполнительном документе требование, подлежащее исполнению получателем бюджетных средств, имеет денежный характер (то есть речь идет о взыскании денежных средств), то по общему правилу с должника не может быть взыскан и исполнительский сбор (смотрите, например, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2023 г. по делу N 8а-19355/2023[88а-21298/2023]).
Суды в подобных ситуациях признают постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетных учреждений незаконными (смотрите, например, кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2023 г. по делу N 8а-8515/2023[88а-8964/2023], решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2024 г. по делу N А41-4584/2024, решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 27 ноября 2024 г. по делу N 2а-5322/2024, апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18.03.2024 по делу N 33а-6661/2024).
2. В ситуациях, когда бюджетному учреждению должнику открыты банковские счета, то согласно правилу, установленному п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ.
Если исполнительный документ будет предъявлен в службу судебных приставов, руководствуясь положениями п. 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 15 мая 2009 г. N 195, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производства и направить запрос в налоговый орган о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении банковских счетов судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств, и в дальнейшем исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ.
Отметим, что судебный пристав-исполнитель не может отказать в возбуждении исполнительного производства, если у него отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии у учреждения-должника банковских счетов (смотрите постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09 января 2020 г. N Ф08-11490/19, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2016 г. N Ф07-2442/16, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2016 г. N Ф06-6244/16).
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается исполнительский сбор (чч. 1, 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
В п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Конституционный Суд РФ в п. 3 постановления от 30 июля 2001 г. N 13-П указал, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор. Названная денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор и относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы на совершение исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из приведенных положений следует, что исполнительский сбор может быть взыскан в случае неисполнения должником законных требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа.
Отметим, что Закон N 83-ФЗ не определяет организацию исполнения постановлений судебных приставов-исполнителей. В п. 1 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ говорится только о двух видах исполнительных документов: исполнительный лист и судебный приказ. Поэтому вопрос о возможности исполнения иных видов исполнительных документов, предусмотренных ст. 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, является неоднозначным (смотрите, например, письмо Федерального казначейства от 04 декабря 2015 г. N 07-04-05/09-826).
Исходя из буквального прочтения данной нормы, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов должника, зачастую отказывают в принятии к исполнению исполнительных документов, не упомянутых в ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ. Однако, как показывает практика, подобные отказы могут быть оспорены взыскателем в судебном порядке (смотрите определение Верховного Суда РФ от 18 мая 2017 г. N 309-КГ17-4040, постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 11 марта 2021 г. N Ф06-265/21).
Так, например, в одном из дел суд указал, что ст. 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Существующее правовое регулирование исполнительного производства не предусматривает исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями (смотрите постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2024 г. N Ф02-5177/24 по делу N А10-7930/2023). В другом деле суд также счел, что положения, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций (исполнительский сбор - это санкция штрафного характера), являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ. Следовательно, постановления судебного пристава-исполнителя как исполнительные документы подлежат исполнению казначейством в порядке, предусмотренном ст. 242.5 БК РФ (смотрите постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2023 г. N 03АП-4656/23 по делу N А33-32978/2022).
Таким образом, если принудительное исполнение судебного акта осуществляется в соответствии с Законом N 229-ФЗ, то постановления судебного пристава-исполнителя являются обязательными для должника, в том числе и о взыскании исполнительского сбора (ст. 7 Закона N 229-ФЗ). Никаких исключений для бюджетных учреждений действующим законодательством об исполнительном производстве не содержит.
На основании ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (смотрите решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 марта 2025 г. по делу N А56-128953/2024, определение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 февраля 2025 г. по делу N 13-352/2025, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 19 июня 2024 г. по делу N 33а-948/2024, решение Центрального районного суда г. Твери Тверской области от 13 марта 2023 г. по делу N 2а-936/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
14 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника (смотрите постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2020 г. N Ф08-2246/20, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07 октября 2016 г. N Ф06-12726/16, постановление Одиннадцатого апелляционного арбитражного суда от 02 апреля 2021 г. N 11АП-3052/21).