Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Предоставление информации о деятельности органа местного самоуправления по запросам заинтересованных лиц

29 августа 2025

Должен ли орган местного самоуправления давать ответ на запрос Ассоциации юристов по правам и защите животных в части оказания услуг при осуществлении деятельности по обращению с животными?

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - Закон N 8-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 8-ФЗ информацией о деятельности органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

При этом под запросом для целей Закона N 8-ФЗ понимается обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа (п. 4 ст. 1 Закона N 8-ФЗ). Пользователем информации является в том числе организация (юридическое лицо), осуществляющая поиск информации о деятельности органов местного самоуправления.

Ст. 8 Закона N 8-ФЗ предусмотрены права пользователя информацией получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Информация о деятельности органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 Закона N 8-ФЗ содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.

В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности органа местного самоуправления, в который поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Кроме указанных случаев, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена на официальном сайте (ч. 3 ст. 20 Закона N 8-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 8-ФЗ при запросе информации о деятельности органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной на официальных сайтах, в ответе на запрос орган местного самоуправления может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (ч. 1 ст. 23 Закона N 8-ФЗ).

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 23 Закона N 8-ФЗ).

В случаях, если поступивший запрос не соответствует определению запроса, указанному п. 4 ст. 1 Закона N 8-ФЗ, необходимо дополнительно учитывать следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (далее также - Закон N 59-ФЗ) указанным законом, в частности, регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 этой же статьи положения Закона N 59-ФЗ распространяются на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

В силу пункта 1 статьи 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 2.2.2.1 Методических рекомендаций по практике применения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (утверждены Администрацией Президента РФ 04.02.2021 N А1-348о), определение объединение граждан в российском законодательстве отсутствует и, как правило, объединение граждан представляет собой юридическое лицо в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зарегистрированное в установленном порядке, в связи с чем с учетом частей 1, 2 и 3 статьи 1 Закона N 59-ФЗ подлежат рассмотрению органами и должностными лицами обращения от любых субъектов права.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ предусмотрено предоставление письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ.

Однако и случаи, перечисленные в статье 11 Закона N 59-ФЗ, исключают письменное реагирование на обращение только в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Иные случаи, указанные в статье 11 Закона N 59-ФЗ, предусматривают по итогам рассмотрения обращения направление письменного ответа заявителю, не связанного с рассмотрением обращения по существу, а именно:

- возврат заявителю обращения, в котором обжалуется судебное решение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

- сообщение заявителю о недопустимости злоупотребления правом в случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

- сообщение заявителю о невозможности дать ответ на обращение в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, а также в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть обращения;

- уведомление заявителя о прекращении переписки в случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

- сообщение электронного адреса официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, в случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 59-ФЗ на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- сообщение о невозможности дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, в случае если такой ответ не может быть дан без разглашения указанных сведений.

Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления предписаний Закона N 59-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и влечет административное наказание в виде штрафа в размере в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, исходя из обстоятельств, описанных в запросе, мы приходим к выводу о целесообразности подготовки и направления ответа заявителю на поступивший запрос в соответствии с требованиями законодательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации;

- Методические рекомендации по практике применения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (утв. Администрацией Президента РФ 04.02.2021 N А1-348о).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурченкова Александра

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное