Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На основании Федерального закона N 217-ФЗ некоммерческое садоводческое товарищество (НСТ) перерегистрировалось в садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ). Членами НСТ были все собственники земельных участков садоводства. О перерегистристрации собственники садоводства уведомлены правлением не были, заявление о приеме в СНТ не подавали.
Правление СНТ заявило, что так как собственники садоводства вовремя не написали заявление о приеме в НСТ, поэтому они не являются членами СНТ.
Правомерно ли требование правления СНТ о подаче заявления о принятии в члены СНТ?
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
По общему правилу на основании ст. 7 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
В силу ст. 9 Закона N 217-ФЗ товарищество может быть создано для вышеуказанных целей:
1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.
Как следует из ч. 1 ст. 10 Закона N 217-ФЗ, решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования.
Количество учредителей товарищества не может быть менее семи. Со дня государственной регистрации товарищества граждане, принявшие решение об учреждении товарищества (учредители), являются его членами (ч. 7 ст. 10 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона N 217-ФЗ в течение месяца со дня государственной регистрации товарищества его члены, которые приобрели членство в товариществе в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона N 217-ФЗ, должны в письменной форме представить председателю товарищества или иному уполномоченному члену правления товарищества сведения, указанные в ч. 5 ст. 12 Закона N 217-ФЗ.
По общему правилу, установленному в ч. 2 ст. 12 Закона N 217-ФЗ, прием в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества лично либо посредством почтового отправления (заказным письмом) для его последующего рассмотрения правлением товарищества.
К заявлению, содержащему сведения, перечисленные в ч. 5 ст. 12 Закона N 217-ФЗ, прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества (ч. 6 ст. 12 Закона N 217-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 217-ФЗ не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
Реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные в ч. 5 ст. 12 Закона N 217-ФЗ, кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).
Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении (ч. 4 ст. 12 Закона N 217-ФЗ).
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации СНТ образовалось путем реорганизации из некоммерческое садоводческое товарищество (НСТ).
Отметим, что в силу ч. 1 ст. 54 Закона N 217-ФЗ реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ (то есть до 01 января 2019 года) не требуется, за исключением случаев, установленных данной статьей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 информации Минэкономразвития России от 1 апреля 2019 г. "Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информация), в целях реализации положений ч. 16 ст. 54 Закона N 217-ФЗ реорганизация не требуется для:
- садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ;
- садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств;
- дачного потребительского кооператива.
Указанные организации приводят свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со ст. 1-28 Закона N 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких организаций (ч. 5 ст. 54 Закона N 217-ФЗ).
Однако поскольку в рассматриваемом случае реорганизация была произведена, полагаем необходимым руководствоваться положениями ст. 54 Закона N 217-ФЗ в целом.
В силу прямого указания ч. 29 ст. 54 Закона N 217-ФЗ граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций, указанных в ч. 1 ст. 54 Закона N 217-ФЗ, до дня вступления в силу данного Федерального закона (до 01 января 2019 г.) сохраняют свое членство в указанных организациях после дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация.
На основании ч. 10 ст. 12 Закона N 217-ФЗ у членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня вступления в силу (до 01 января 2019 г.), членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации. При этом принятие решения о приеме в члены товарищества не требуется.
Реестр членов некоммерческих организаций, указанных в ч. 1 ст. 54 Закона N 217-ФЗ, признается реестром членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным ст. 15 Закона N 217-ФЗ.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, полагаем, что в данном случае требование правления СНТ, реорганизовавшегося из НСТ, о подаче заявления о принятии в члены СНТ лицами, состоявшими в НСТ на момент реорганизации, не соответствует требованиям законодательства.
Рекомендуем для ознакомления п. 8 Информации.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
9 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.