Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

При обращении лица в суд с заявлением об установлении сервитута на земельном участке кто будет ответчиком: государственный орган, которому предоставлен земельный участок, или учредитель государственного органа?

9 декабря 2025

В силу пп. 1-3 ст. 39.24 Земельного кодекса РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.
В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение (то есть требуется согласие учредителя, а не собственника земельного участка).
При обращении физического лица в суд с заявлением об установлении сервитута на таком земельном участке кто будет ответчиком: государственный орган, которому предоставлен земельный участок, или учредитель государственного органа?

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут представляет собой ограниченное право пользования земельным участком, предоставляемое собственнику соседнего земельного участка или иной недвижимости и устанавливаемое для обеспечения прохода и проезда через соответствующий земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

В силу п. 3 ст. 274 ГК РФ и п. 1 ст. 39.23 Земельного кодекса РФ установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, производится на основании соглашения, заключаемого в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 39.24 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

Согласие на заключение соглашение об установлении сервитута, по общему правилу, требуется только в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, при этом такое согласие дает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в ведении которого находятся эти предприятие, учреждение, то есть учредитель (пп. 2, 3 ст. 39.24 Земельного кодекса РФ).

При этом из системного толкования вышеназванных норм права следует, что ответчиком по иску об установлении сервитута должен выступать непосредственный правообладатель спорного земельного участка и лицо, на чьи права непосредственно влияет установление сервитута (т.е. учредитель). В этой связи смотрите решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 марта 2020 г. по делу N А45-14656/2019.

Также данный вывод подтверждается и в следующих судебных решениях:

- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2019 г. N 02АП-510/19: "Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 2 статьи 39.24 Земельного кодекса РФ, в силу которого заключение соглашения об установлении сервитута должно быть согласовано Министерством, в ведении которого находится Центр (на дату подачи заявки на продление соглашения - ФАНО России).

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно привлёк надлежащими ответчиками по иску об установлении сервитута ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, которое является землепользователем участков с кадастровыми номерами 11:05:0204001:208, 11:05:0606001:153, и Министерство, осуществляющее функции и полномочия учредителя ФИЦ Коми НЦ УрО РАН и собственника этих участков...";

- апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 19 января 2016 г. по делу N 33-119/2016: "В ходе рассмотрения дела уточнила требования, указывала, что установление сервитута на земельном участке ответчика необходимо в тех границах, которые были ею предложены эксперту и которые впоследствии указаны в разработанном экспертом первом варианте (схема N) установления сервитута.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Орловской области, являющийся учредителем Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский наркологический диспансер".

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Ответ прошел контроль качеств

25 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное