Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Освобождается ли государственное бюджетное учреждение от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы в арбитражный суд?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сам по себе статус государственного бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти, не является достаточным основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в арбитражный суд. Учреждение освобождается от уплаты пошлины, если рассматриваемый спор связан с выполнением учреждением возложенных на него функций государственного органа (органа местного самоуправления).
Обоснование вывода:
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождение от уплаты государственной пошлины предоставлено государственным органам, органам местного самоуправления, а также органам публичной власти федеральной территории "Сириус", но не бюджетным учреждениям.
В абзаце третьем п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 (далее - постановление N 46) было разъяснено, что, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 309-ЭС18-12587 по делу N А76-29996/2017 Судебная коллегия, ссылаясь на п. 32 постановления N 46, пришла к выводу, что федеральное казенное учреждение имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины, поскольку реализует государственные полномочия и относится к числу органов исполнения наказания.
В настоящее время постановление N 46 не применяется в силу постановления Пленума Верховного Суда России от 19.11.2024 N 32. При этом изложенный в п. 32 постановления N 46 правовой подход уточнен Верховным Судом России.
Так, в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, 3 (2024) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2024 г.) указано, что учреждения, подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления (например, учреждения здравоохранения, образования, культуры, охраны, жилищно-коммунального хозяйства), от уплаты государственной пошлины не освобождаются, за исключением случаев, когда спор связан с выполнением таким учреждением отдельных функций государственного органа (органа местного самоуправления), на что прямо указано в нормативном правовом акте, делегирующем учреждению подобные полномочия, и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов (подп. 19 п. 1 ст. 333.36, под. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ). Например, освобождаются от уплаты государственной пошлины учреждение здравоохранения при рассмотрении спора по поводу проведения медико-социальной экспертизы; медицинская противотуберкулезная организация при подаче административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; исправительное учреждение по делам об установлении административного надзора. В то же время необходимо учитывать, что во всяком случае не является основанием для освобождения учреждения от уплаты госпошлины на основании статей 333.36 и 333.37 НК РФ его участие в судебном споре, не связанном с защитой государственных, общественных интересов и возникшем из гражданских правоотношений (в частности, в споре об исполнении контракта по оплате поставленных энергоресурсов, товаров, оказанных услуг, результатов выполненных работ).
Приведенной правовой позицией руководствуются арбитражные суды (см., к примеру, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2025 N 15АП-163/25 по делу N А53-32240/2024, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.03.2025 N Ф03-487/25 по делу N А73-43/2024, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2025 N 10АП-2742/25 по делу N А41-4694/2025, решение Арбитражного суда Красноярского края от 14.01.2025 по делу N А33-10583/2024 и др.).
Таким образом, сам по себе статус государственного бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти, не является достаточным основанием для освобождения учреждения от уплаты госпошлины (в частности, при подаче апелляционной жалобы). Учреждение освобождается от уплаты пошлины, если установлено, что спор связан с выполнением им отдельных функций госоргана или муниципального органа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
25 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.