Ответ арбитражному управляющему, запросившему сведения у организации, которая не вступала в договорные отношения с должником или его контрагентами
Конкурсный управляющий обратился с запросом в государственное казенное учреждение о предоставлении сведений о контрагенте и должнике, с которым у государственного казенного учреждения отсутствовали договорные отношения.
Какой ответ направляется конкурсному управляющему в данном случае?
В соответствии с абзацем седьмым п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве вправе запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих и иных заинтересованных по отношению к должнику лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления без предварительного обращения в арбитражный суд, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Из приведенной нормы следует, что обязанность юридического лица предоставить арбитражному управляющему сведения и (или) документы, касающиеся должника, органов его управления, контролирующих должника лиц, его имущества, контрагентов и обязательств, не связана с наличием или отсутствием между указанным юридическим лицом и должником договорных отношений, а также с тем, выступал ли должник контрагентом указанного юридического лица в иных обязательствах или нет. По ее смыслу предоставление соответствующих сведений и (или) документов обязательно для юридического лица, если они имеются в его распоряжении.
Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой, которая указывает на то, что Закон о банкротстве наделяет конкурсного управляющего компетенцией по оперативному руководству процедурой конкурсного производства в целях формирования конкурсной массы и проведения расчетов с кредиторами, при этом данный закон не ограничивает конкурсного управляющего в выборе юридических лиц, обязанных предоставить сведения и документы конкурсному управляющему. Необходимым условием представления документов является лишь наличие в них сведений, непосредственно касающихся должника, его обязательств, контролирующих лиц и имущества (смотрите, например, определение ВС РФ от 12.04.2019 N 303-ЭС19-4155 по делу N А51-2613/2018, постановление АС Поволжского округа от 29.07.2020 N Ф06-63506/20).
Вместе с тем, с другой стороны, из смысла норм Закона о банкротстве следует, что конкурсный управляющий вправе запросить только актуальную и имеющуюся в наличии информацию. Заявляя ходатайство об истребовании, конкурсный управляющий должен иметь доказательства наличия документов и имущества у стороны, к которой он обращается (смотрите, например, постановления Одиннадцатого ААС от 20.05.2022 N 11АП-5137/22, Пятнадцатого ААС от 01.12.2021 N 15АП-19130/21, оставленное без изменения постановлением АС Северо-Кавказского округа от 30.03.2022 N Ф08-825/22).
В том же случае, если запрашиваемых сведений и (или) документов у юридического лица не имеется или их представление невозможно по объективным причинам, то указанное юридическое лицо вправе довести указанную информацию до арбитражного управляющего с приведением мотивированных обоснований (смотрите, например, постановления Тринадцатого ААС от 10.12.2018 N 13АП-26465/18 и от 10.12.2018 N 13АП-26071/18).
Таким образом, если в изложенной в вопросе ситуации запрашиваемые арбитражным управляющим сведения и документы у ГКУ отсутствуют или не могут быть представлены по объективным причинам (например, при их уничтожении в связи с истечением сроков хранения), ГКУ следует направить арбитражному управляющему ответ, содержащий указание на то, что ГКУ не вступало в какие-либо отношения с должником и его контрагентами и у него отсутствуют какие-либо сведения или документы, их касающиеся, в связи с чем их предоставление объективно невозможно.
В том же случае, если такие сведения и (или) документы у ГКУ имеются, то в их предоставлении может быть отказано лишь в том случае, если не имеется разумных оснований полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, и арбитражный управляющий не может пояснить, каким образом наличие у него запрашиваемых сведений может способствовать пополнению конкурсной массы должника (смотрите определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.01.2024 N 305-ЭС23-15942). При этом следует помнить, что наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации (смотрите определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2023 N 308-ЭС23-15786, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2024 N 305-ЭС23-23904).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
31 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
